Другие праздники Грузии
ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ В ГРУЗИИ
«ТБИЛИСОБА» - День города ТБИЛИСИ и ПРАЗДНИК УРОЖАЯ
в октябре
Ежегодный праздник, посвященный городу Тбилиси, проводится в октябре (либо в начале, либо в конце октября – каждый год по-разному). На празднование «Тбилисоба» в столицу приезжают люди со всех регионов Грузии. Во время этого праздника украшают улицы города, проводятся торговые ярмарки, дегустации вина, выставки-продажи грузинских продуктов сельскохозяйственного производства, сувениров и товаров народного промысла. Проводят народные гулянья и концерты под открытым небом.
«БЕРИКАОБА» - Костюмированный народный карнавал
с января по март
В Тбилиси недалеко от музея кукол находится интересная скульптура, называющаяся «Берикадоба» - танец по кругу. «Берикаоба» - древний праздник, костюмированный карнавал, неограниченный определенной датой. Это театральный, импровизированный праздник, во время которого люди надевают различные смешные маски, маскарадные костюмы, выходят на улицу, танцуют и поют.
Праздник берёт своё начало с язычных времён и связан с земледельческим культом плодородия и языческих божеств. «Берикаоба» ещё олицетворяет борьбу зимы с весной, которая заканчивается победой весны, а так же борьбу с чужеземными захватчиками. Раньше в Грузии были народные актеры, «берики», которые устраивали импровизированный театр масок с пением и танцами. Традиционные маски «бериков»: жених, невеста, сваха, судья, доктор, поп, кабан, козёл, медведь и т.д. Представления устраивались на Пасху, во время других религиозных праздников, на свадьбах и т.п. Все роли играли, как правило, мужчины. Песни и мелодии, исполнявшиеся во время «Берикадобы», называли «берикул». Этот праздник проводится в Грузии и в наши дни. На улицы выходят переодетые актёры, жители городов и сёл. Они показывают спектакли в жанре пантомимы, создавая художественные образы с помощью пластики и жестов. «Берикаоба» начинается по окончании рождественского поста 7 января и длиться до конца марта.
древний языческий переходящий праздник
Этот древний языческий праздник отмечается в Грузии в ночь на Великий четверг (Чистый четверг, четверг Страстной недели). В это день жители страны разжигают костры и прыгают через них. Считается, что это очищает от злых духов. Участвовать в этом празднике очень любят дети. По древним грузинским преданиям, в лесах живут некие существа, которых можно увидеть ночью: маленькие лесные люди, которых называют «чинка» (в праздник «чиакоконоба» разжигают огонь, чтобы прогнать чинок). Есть даже легенда, что воины-персы, захватившей территорию Грузии в тот день, когда должен был проходить праздник «чиакоконоба» и он не состоялся, ночью были напуганы появлением чинок. Персы были вынуждены покинуть оккупированные территории. Грузинская православная церковь выступает против празднования «Чиакоконоба», считая это проявлением язычества — огнепоклонства. Но все равно каждый год в Грузии в эту ночь разжигают костры, прыгают через них и веселятся до утра.
июнь
"Ломисоба" – очень необычный праздник, возникший в Грузии еще в дохристианскую эпоху. Праздник локальный и не особо афишируется. «Ломисоба» проходит в первую среду после Троицы у храма Святого Георгия на горе Ломиси (ущелье рек Арагви и Ксани) и в селе Млета (Восточная Грузия). Этот праздник вроде и христианский, и не совсем. Официальная церковь смотрит на него несколько подозрительно. Дело в том, что Ломисоба сопровождается многочисленными жертвоприношениями (принесение в жертву баранов путем отрубания им голов) и другими полуязыческими обрядами. Также кладут на землю детей, и взрослые наступают на них ногами (формально). Считается, что это приносит счастье. В самом храме в этот день выстраивается очередь желающих пронести по церкви тяжелую железную цепь. Считается, что если загадать желание и пронести цепь, желание исполнится.
С горой Ломиси связано множество легенд. Место это много веков считается местом силы и чудес. История названия этого места связана с быком "Лома", который вывел пленных грузин из Персии, поднялся на гору, на которой сейчас находится монастырь и тут же испустил дух. Икона святого Георгия, которая была привязана к рогам быка, упала на землю и осталась стоять в вертикальном положении. Поэтому здесь был основан монастырь, носящий имя быка - "Ломиса", и в то же время это монастырь Святого Георгия (здесь хранится та самая икона Святого Георгия). В Грузии нет христианских храмов и монастырей, носящих имя какого-либо животного и «Ломиси» - факт древности монастыря, возникшего на пороге языческих верований и православия. В Ломиси бездетные просили о продолжении рода, слепые - о прозрении, крестьяне - о плодородии земли и скота. И, по многочисленным историям местных жителей и обитателей монастыря место действительно чудотворное.
«ЛАМПРОБА» - Сванский праздник победы над врагами
10 недель до Пасхи
«Лампроба» - это древний сванский народный праздник в знак победы над врагами и посвященный святому Георгию Победоносцу, покровителю Грузии. Дата праздника переходящая — за десять недель до Пасхи, как правило, отмечается в феврале. На рассвете все выходят из домов в национальных костюмах, держа в руках зажженные факелы. Сейчас в день Лампроба в каждом доме Сванетии зажигается столько факелов сколько мужчин в семье. А если в доме есть беременная женщина, то зажигается факел в честь ребенка, которого она носит, ведь это может быть и мальчик! Факел готовится из цельного ствола дерева, верхушка которого расщепляется на несколько частей. Шествие мужчин с горящими факелами направляется в сторону церкви. На церковном дворе складывается большой костер из факелов, там же накрываются столы. Всю ночь до появления первых лучей солнца сваны читают молитвы, поминают предков и поднимают тосты.
О возникновении этого праздника сохранилось следующее предание. Когда то с севера в Сванетию вошли отряды грабителей-мусульман. Они разорили деревни и с награбленным добром собрались в обратный путь. Но тут начался сильный снегопад, который отрезал путь назад, перекрыв перевалы. Пришлось грабителям остаться в Сванети. Они рассредоточились по домам в нескольких сванских деревнях, находящихся вблизи друг от друга. Сваны на тайном собрании решили перебить захватчиков. Чтобы противники немного ослабли, сваны оставили в своих домах из живности только свиней. Поскольку пришельцы были мусульмане и не ели свинину, им пришлось голодать. Нападение на незваных гостей должно было произойти ночью, причем одновременно во всех домах. Для этого были нужны факелы, как для освещения так и для подачи сигнала в соседние деревни. Перебив непрошенных гостей в своем доме, сванские мужчины спешили на помощь к соседям. Все произошло быстро и закончилось победой, захватчики были уничтожены. В этом событии участвовало все мужское население от мала до велика, кто мог удержать в руках горящий факел.
«ШОТАОБА» - Праздник в честь поэта ШОТА РУСТАВЕЛИ
14 октября
Народный праздник "Шотаоба" ежегодно проводился в 1996-1998 годах в городе Рустави в связи с 800-летием поэмы великого Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре". Под патронажем жены бывшего президента Грузии, Саакашвили, леди Сандры Руловс, праздник был возрожден вновь и отмечается каждый год 14 октября в Икалто.
По преданию, великий грузинский поэт Шота Руставели учился в Икалтойской академии. Эти места он воспел в своей поэме «Витязь в тигровой шкуре»: «Молодеют даже старцы, приезжая к нам сюда. Здесь всегда пиры да пляски, пенье, музыка, еда. Здесь цветы благоухают и не вянут никогда...». Памяти великого земляка и решили посвятить этот праздник, в его честь названный Шотаоба.
Этот праздник - народный, молодежный, праздник подведения итогов работы и праздник отдыха. В Икалто собираются слушатели народного университета культуры, видные ученые, писатели и любые желающие.
«ПЕТРАПАВЛОБА» - День поминовения апостолов ПЕТРА и ПАВЛА
12 июля
День поминовения апостолов Петра и Павла («Петропавлоба») отмечается в Грузии 12 июля. Эти апостолы проповедовали христианство среди иудеев и язычников, поэтому их называют первоверховными. В этот день, которым завершается многодневный Петров пост, каждый верующий должен причаститься и получить благословение.
«НИКОЛОЗОБА» - День поминовения СВЯТОГО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
19 декабря
19 декабря в Грузии отмечают православный праздник «Николозоба» – День поминовения Святого Николая Чудотворца, который является одним из самых почитаемых в Грузии святых и считается одним из покровителей Грузинской Православной Церкви. Следует отметить, что только в Тбилиси насчитывается пять храмов, носящих имя Святого Николая Чудотворца.
Праздник поминовения мучеников ДАВИДА и КОНСТАНТИНА
15 октября
Братья Давид и Константин, князья Аргветские (правители Западной Грузии), пострадали за веру Христову от мусульман в VIII веке. С детства воспитанные в православной вере, братья были не только достойными правителями и мужественными военачальниками, но и благочестивыми христианами. В 30-е годы VIII в. полчища мусульман под предводительством Мервана Глухого (племянника пророка Магамета) вторглись в Грузию. Первое нашествие мусульман (731 – 734 г.г.) на область Аргвети братьям Давиду и Константину удалось отразить. Однако во время второго Мервана глухого (732–744 г.г.) братья попали в плен. Их хотели заставить принять мусульманство и перейти на сторону врага. Десять дней мучеников подвергали голоду, жажде, побоям палками и пыткам, но все было напрасно. Братья стойко держались и не отреклись от христианской веры. После долгих мучений Давид и Константин были брошены в реку Фасис (ныне – река Риони) с камнями на шее. К вечеру над рекой поднялись три столпа света, и тела святых мучеников оказались на поверхности, освобожденные от пут и сияющие, словно лики солнца.
В XI веке, во время охоты царя Баграта VI Великого Багратиона (1027 - 1072), нетленные мощи святых братьев были найдены в пещере, из которой исходил сияющий свет. Царь выстроил в их честь церковь МОЦАМЕТА (груз. - мученики) и основал Моцаметский монастырь, где были упокоены мощи великомучеников. Мощи святых братьев прославились многочисленными исцелениями. И все православные грузины по сей день почитают это место
«Моцаметоба» - день поминовения мучеников Давида и Константина отмечается 15 октября. Центральные мероприятия проходят в монастыре Моцамета. Ковчег с мощами Святых сейчас находится в главном храме, на возвышении справа от входа. Под ним сделан проход высотой примерно в половину человеческого роста. Обычай велит несколько раз обойти ковчег вокруг через этот проход. Монастырь находится в 3-х км от города Кутаиси.