Иоанн Зедазнийский
ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ (VI в.)
Преподобный
Память: 7 (20) мая.
Преподо́бный - святые, подвиг которых заключался в монашеской жизни (аскетизм, отшельничество, пустынножительство и иные формы отвержения общепринятого жизненного уклада). Монашеская аскеза как тип святости предполагает отказ от мирских привязанностей, забот и стремлений, и выбор следования Христу, поста и молитвы как основы жизнедеятельности. Этот тип святости указан в словах Христа, сказанных апостолу Петру: “И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” (Мф. 19. 29).
======================================================
ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ - основоположник монашества в Восточной Грузии, учитель и предводитель 12 ассирийских отцов, основатель монастыря Зедазени.
Иоанн был родом из Сирии, где и получил первоначальное образование. О родителях и месте рождения его ничего неизвестно. Известно только, что родился Иоанн в селе близ города Антиохии. В Антиохии он учился, совершенствовался в познании веры и достиг зрелого возраста, стяжав впоследствии удивительную кротость и смирение.
В молодые годы Иоанн принял монашество и выбрал уединенную аскетическую жизнь, чтобы быть вдали от всех мирских забот. Преподобный всеми силами стремился посвящать дни свои служению Богу, следовал Его заповедям, много молился и постился.
Св. Иоанн превзошел служением Господу других братий в обители, творением чудес он привлекал к себе жителей Антиохийской страны, просвещал их и поучал исполнению евангельских заповедей. Больные разными недугами получали от него исцеление. Все больше народа стекалось к нему, желая видеть его и принять от него благословение. Слава о нем пошла по всей Сирии, везде восхваляли святого Иоанна за великие чудеса и знамения, которые Господь творил его руками.
Множество приходивших к нему людей нарушали его уединение, поэтому преподобный решил покинуть Антиохийскую область. Взяв с собой нескольких учеников, он поселился в глубокой пустыне: там он беспрепятственно предался посту, молитве и бдению, ревностно стремился к исполнению заповедей Господних. Следуя примеру жизни святого Иоанна, ученики его подражали ему в подвигах поста и молитвы, никогда не оставались в праздности.
Однажды явилась к преподобному Иоанну Матерь Божия и велела избрать из числа его учеников двенадцать достойных и идти с ними в Иверию (Грузию), чтобы укрепить в вере недавно основанную Святой Равноапостольной Нино Церковь Иверскую. При Иоанне было много достойных учеников. Как сделать правильный выбор? Преподобный написал имена всех учеников на отдельных хартиях и положил их на престол, чтобы Господь сам избрал достойных. И провел с учениками всю ночь в горячей молитве. Появившийся Ангел Господень взял с престола на виду всех двенадцать хартий и вложил их в руки св. Иоанну. На этих хартиях были написаны имена отцов Шио, Давида, Антония, Фаддея, Стефана, Исидора, Михаила, Пироса, Зенона, Исе, Иосеба и Абибо.
Из числа оставшихся учеников Св. Иоанн избрал некоего Евфимия настоятелем и учителем вместо себя, благословил каждого из них, затем отправился в путь с избранными учениками. По дороге они получили благословение от святого Симеона Столпника Младшего (521-596 гг.). Дорога была многотрудная и далекая. Наконец, после долгого и утомительного путешествия святые отцы, перейдя "не мокрыми ногами" реку Куру, были радостно встречены в Мцхете (столице древней Грузии) народом иверским, царем Парсманом (542 – 557 гг.) и Католикосом-Архиепископом Евлавием (552 – 560 гг.) в Мцхете (столице Иверии).
Накануне прихода ассирийских монахов в Мцхету Ангел Божий явился тогдашнему католикосу - патриарху Евлавию и сказал: '"Вот идет Иоанн, раб Господень, с учениками своими. Он будет утверждать страну сию просвещенную Святой Ниной. Встань и встреть их радушно, ибо они посланы Богом, не препятствуй намерению их: они украшены всеми добродетелями и внутренний их человек просвещен".
Летописцы повествуют, что святые ассирийские отцы обратились к встречавшим их на грузинском языке. Воистину, дивны дела Господа Иисуса давшего Своему Иоанну дар понимать язык, которого он никогда не знал и не слыхал. Затем Иоанн с учениками вошли соборный храм Светицховели и там славили и благодарили Бога.
Святые отцы обходили все места, где блаженная Нина учила иверский народ вере Христовой, поклонялись тем местам, где происходили какие-либо события ее жизни, расспрашивали обо всех ее деяниях и проповедях, и благодарили Господа, даровавшего немощной жене столь великую благодать апостольскую.
Наконец иноки стали молить Бога о том, чтобы Он указал им место постоянного пребывания. Вскоре блаженный Иоанн увидел на северо-востоке высокую и мрачную гору Зедазени. Он пришел к католикосу и просил позволить ему жить с братией на той неприступной горе, пока Бог не укажет им другое место. По благословению Католикоса Евлавия святой Иоанн вместе с учениками поселился на горе Зедазени (отсюда наименование святого Иоанна - Зедазнийский), где некогда было языческое капище и возвышался идол Заден. Преподобный Иоанн нашел пещеру, из которой сделал церковь. А потом святые отцы устроили себе несколько бедных шалашей из листьев деревьев и поселились в них, питались травами и кореньями, постоянно пребывая в молитве и духовных размышлениях. К ним притекало множество больных, получавших исцеления благодаря их молитвам.
В это время, по причине смерти двух епископов, остались без архипастырей две епархии - Цилканская и Некресская. Католикос Евлавий, посоветовавшись с епископами, пожелал назначить на пустующие кафедры кого-либо из числа тринадцати святых отцов и решил избрать тех, которые в день его прихода на гору будут совершать Божественную Литургию. Это были монахи Абибо и Исе. По окончании Литургии, католикос в присутствии Св. Иоанна и других взял за руки Абибо и Исе и, поцеловав первого, сказал: "Радуйся, Абибо, епископ города Некреси"; потом поцеловал другого, сказав: "Радуйся, Исе, епископ города Цилкани". Монахи не хотели покидать своего любимого наставника. Но Иоанн обратился к ним со словами: "Дети, не противьтесь повелению Божию и желанию сего святого Владыки. Для того пришли мы в эту страну, чтобы трудиться в ней и сеять слово Божие". Католикос взял Абибо и Исе с собой в Мцхету и в скором времени посвятил их во епископы. Абибо был послан в Некресси, где святой после долгих трудов среди язычников принял от зороастрийцев-огнепоклонников мученическую кончину; а Исе был поставлен епископом в Цилкани, где долгое время успешно проповедовал Слово Божие, там же после смерти и был захоронен.
Однажды ночью блаженному Иоанну явилась Пресвятая Богородица и повелела ему разослать его учеников по разным местам Иверии для проповеди слова Божия и поучения народа. Святой Иоанн собрал учеников, поведал им свое видение и повеление Богородицы и приказал готовиться в путь, куда каждому укажет Сам Господь.
Больно было ученикам расставаться с любимым учителем, но они не смели противиться ему, будучи уверены в том, что такова воля Божия. Прежде всего, св. Иоанн привел учеников своих к католикосу Евлавию, для благословения. Католикос, благословляя святых отцов, просил каждого взять с собой по одному монаху в помощь себе. Согласились все, кроме Шио: как любитель отшельнической жизни, он просил, чтоб ему позволили остаться в совершенном одиночестве. После этого св. Иоанн заповедал ученикам, как им жить и нести Слово Божие. Выслушав наставления своего учителя, одни ученики отправились в Кахетию, другие – в Картли.
Разослав учеников своих по всейГрузии, св. Иоанн оставил при себе только диакона Илию, который был ему утешением и опорой в немощи его, и предался непрестанным трудам и подвигам духовным, посту и молитве. По молитве святого Иоанна на горе Зедазени заструился источник целебной воды. Многие местные жители желали общения с преподобным Иоанном. Но он предпочитал уединенный образ жизни и никого не допускал к себе на гору. Для желающих жить подле него Св. Иоанн повелел своему ученику, Фаддею Степанцминдскому, основать у подножия горы монастырь.
Св. Иоанн навещал учеников своих, дабы не ослабевали они духом нести Слово Господа людям. Он навестил обитель Св. Шио, чтоб достоверно узнать, какой степени совершенства духовного достиг преподобный. На встречу с учителем в обитель Шио прибыл также Исе, епископ Цилканский.
Позже, получив откровение о своей смерти, преподобный Иоанн призвал к себе учеников, святого диакона Илию и святого Фаддея Степанцминдского, которым завещал похоронить его в тесной пещере на горе. Иоанн умер между 557 и 560 годами, при Католикосе Макарии (553 – 569 г.). Ученики его, нарушив завещание преподобного, в сопровождении сонма духовенства перенесли тело святого в монастырь у подножия горы Зедазени и положили его в особом склепе. Но земля вокруг заколебалась, и сотрясения ее не прекращались до тех пор, пока тело святого Иоанна не было возвращено обратно в пещеру на вершине горы, как завещал преподобный. В Х веке при Католикосе - Архиепископе Клименте (908 – 923 гг.) на южной стороне этой пещеры была построена церковь в честь Иоанна Крестителя, так что святые мощи Иоанна Зедазнийского оказались в ее приделе, у жертвенника. Прикосновение ко гробу Св. Иоанна исцеляет от душевных и телесных недугов до нынешнего дня.
Таковыми благодатными деяниями просветил и украсил страну Иверскую Св. Иоанн. Он научил народ служению Господу не только собственным примером, но и через учеников своих, поэтому святая Церковь Иверская празднует память преподобного вместе с двенадцатью учениками его 7 (20) мая.
ЗЕДАЗЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Зедазенский монастырь расположен на левом берегу реки Арагви, к востоку от Мцхеты, на Зедазенском хребте. Монастырь был основан в середине VI века Святым Иоанном, одним из 13 сирийских отцов, на месте бывшего здесь ранее капища языческого идола Задена. Над его могилой потом было построена небольшая церковь. В наши дни из сооружений монастырского комплекса осталась трехнефная базилика, названная в честь св. Иоанна Крестителя. Базилику построил Каталикос Клементос в конце VIII в на месте той небольшой церкви, где был похоронен Св. Иоанн Зедазнийский. Кладка стен из тесаного камня. Вход в храм с юга. В восточной части расположен алтарь, здесь под подковообразным каменным пологом погребен Святой Иоанн Зедазенский (501 – 531 гг). Сохраненные и дошедшие до наших дней фрагменты фрески на стенах датируются XVII веком. У Зедазенской церкви находится источник, по преданиям возникший в результате молитв Св. Иоанна. Воды из этого источника скапливается в каменном бассейне. Верующие считали источник целебным. Монастырь опустел в XVII веке после разорения Грузии шахом Аббасом (1571-1629 гг.). Из Зедазенского монастыря хорошо виден монастырь Джвари, расположенный ниже на соседнем отроге Сагурамского хребта. Последний раз на этом месте монастырская жизнь и церковные богослужения возобновились в 1990-ых годах. Строения, входящие на сегодняшний день в монастырский комплекс это: базилика (VIII в), колокольня (XVIII в.), келья и останки от каменной ограды.