+995 599 009 465  +995 599 702 132  

…Я знаю: глупость – эдемы и рай!
Но если пелось про это,
должно быть, Грузию, радостный край,
подразумевали поэты…
(В. Маяковский "Владикавказ-Тифлис")

Пасха (Ахдгома)

 

ПАСХА (АХДГОМА)

переходящий праздник

Распятие Иисуса ХристаЧтобы понять все величие Пасхи для христиан и для грузин в частности, надо понимать, что означают понятия Страстная седмица, Страстная пятница, Великая суббота и Светлая седмица.

Страстна́я седми́ца (Великая неделя, Страстная неделя) — это последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе, во время которой вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа. В христианстве все дни Страстной седмицы носят название «Великих» — Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д., также употребляется эпитет «Страстной».

  • Вели́кий понедельник (Страстно́й понедельник) - понедельник Страстной недели. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
  • Вели́кий (Страстно́й) вто́рник - вторник Страстной недели, в который вспоминается  обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.
  • Вели́кая (Страстная) среда́ - среда Страстной недели, когда христиане со скорбью вспоминают о предательстве Иудой Искариотом своего Учителя и о 30 серебренниках. Также вспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению.
  • Вели́кий (Страстно́й) четве́рг (Чистый четверг) - четверг Страстной недели, в который вспоминается Тайная вечеря, омовение Христом ног ученикам, молитва Христа в Гефсиманском саду и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии (освящение хлеба и вина в особом статусе и последующее их вкушение).
  • Страстна́я пя́тница (Вели́кая пя́тница) — пятница Страстной недели, которая посвящена воспоминанию о суде, распятии и крестной смерти Спасителя, снятию с креста Его тела и погребения. Богослужение Великой пятницы посвящено воспоминанию спасительных для христиан страстей и крестной смерти Иисуса Христа. В течение дня евангельское повествование об этих событиях прочитывается трижды:

- На утрене читаются последовательно 12 евангельских отрывков (Двенадцать Евангелий), в хронологическом порядке рассказывающих о событиях пятницы

- На Великих часах отдельно читаются повествования от каждого из четырёх евангелистов

- На великой вечерне о событиях пятницы рассказывается в одном продолжительном составном Евангелии. На вечерне выносится плащаница и поётся особый канон «О распятии Господа» и «На плач Пресвятой Богородицы». По уставу верующие в течение Великой пятницы воздерживаются от принятия пищи. Богослужение Великой пятницы, хоть и проникнуто скорбью по смерти Спасителя, но уже готовит верующих к предстоящей Пасхе.

  • Вели́кая (Страстна́я) суббо́та - суббота Страстной недели, посвященная воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его в ад (согласно вероучению большинства христианских конфессий), также она является приготовлением к Пасхе — Воскресению Христа, которое празднуется в ночь с субботы на воскресенье. Освящение пасхальной еды. В субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь.

Па́сха (Воскресе́ние Христо́во) – главный праздник богослужебного года у христиан в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.

Све́тлая седми́ца (Светлая неде́ля, Пасха́льная неделя, Свята́я неделя) - в православии неделя, следующая за Пасхой. Во все дни седмицы положено богослужение (утреня). Принято в течение всей седмицы держать царские врата храмов раскрытыми настежь - до светлой субботы, когда после литургии происходит раздробление и раздача артоса  (освящённого квасного (дрожжевого) хлеба или другое название – просфора). Во всю Светлую седмицу после богослужения проводятся крестные ходы, на которых верующие поют праздничные песнопения и священник всех кропит святой водой. Во время крестного хода звучит праздничный колокольный звон.


ПАСХА (АХДГОМА)

Пасха в ГрузииПраздник Воскресения Христова (Пасхи) всегда отмечали в Грузии с особой торжественностью. Празднование начинается с нерабочей пятницы и длится до вторника следующей недели. Сам праздник Пасхи отмечается одновременно со всем православным миром. Страстная пятница официально объявлена в Грузии нерабочим днем, как и Пасхальный понедельник.

Подготовка к Пасхе начиналась, как и везде, после праздника Входа Господня в Иерусалим. Страстную седмицу христиане Грузии проводят в посте и молитвах, семьями посещая все уставные богослужения. В этот день все стараются исповедаться, чтобы причаститься в Великий четверг. Великий четверг особо осознается народом как день установления Евхаристии. Великую пятницу православные Грузии глубоко переживают как самый скорбный и важный день года. В этот день не только не принимают пищу, но и не работают, весь день проводят в церкви. По окончании чина погребения Святой Плащаницы, вернувшись вечером домой, начинают готовиться к празднику. В Великую субботу, рано утром, вокруг церкви обносят Плащаницу, после чего помещают ее в центре храма. В Великую субботу верующие обязательно соблюдают строгий пост; те, кто готовится к причастию на Пасхальной службе, не должны принимать пищу после 6 часов вечера.

Кульминационное событие праздника Пасхи – Всенощное бдение в ночь на воскресенье и крестный ход. В ночь Великой субботы, после 12 часов, совершается литания. Прихожане поздравляют друг друга фразой «Христе агдга!», на что отвечают «Чешмаритад агдга!»

На второй день после Пасхи православные Грузии поминают ушедших родственников, идут на их могилы, несут туда крашеные яйца и творожные пасхи.

По сведениям историков раньше после Пасхальной службы грузины поздравляли друг друга с великим праздником и устраивали небольшую трапезу с мясом и вином. Немного подкрепившись, они выходили во двор, и начинались различные игры-соревнования: стрельба из лука, игра с мячом, конные состязания. После этих игр католикос-патриарх, епископы, духовенство и народ по приглашению царя садились за великую трапезу. Во время праздника особая группа людей - «чона» - ходила по домам и пела разные веселые песни, прославляя воскресшего Спасителя, подобно «алило» — колядующим на Рождество. Их награждали красными яйцами, съестным, вином и деньгами. Пасхальные яйца красили вечером Великой пятницы.

Священник с мячом для игры в лело буртиВ наши дни традиции празднования Пасхи сочетаются с фольклорными обычаями. Например, в Западной Грузии в селе Шухути в пасхальный день до сих пор играют в «лело бурти». Это весьма зрелищная игра в мяч весом 16 кг, который каждый год для этой игры шьют сами односельчане. Мяч хранится в храме. На Пасху игру начинает священник, бросая мяч участникам состязания. Село делится на две команды: верхняя и нижняя Шухути. Игра похожа на регби, в ней разрешено любым способом овладевать мячом, правил почти нет. Раньше в игре принимали участие и женщины; но сегодня в «лело бурти» играют только мужчины. Побеждает та команда, которая с мячом перейдет реку, текущую посреди села, и положит его на другом берегу. Победители ликуют и обходят всё село, принимая поздравления, а мяч относят на кладбище и оставляют там в знак уважения к умершим предкам. Этому обычаю уже более 300 лет.

В горных районах, например, в родном селе Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II Сно, в этот день мальчики состязались в стрельбе из лука. Их возглавлял уважаемый старейшина села. Они обходили село с возгласами: «Христос воскресе!». После ответа: «Воистину воскресе!» — входили во двор, где угощались на трапезе. Обойдя село, начинали соревнование: стреляли из лука по мишеням, в качестве которых использовали крашеные яйца. Кто попал в мишень первым, тот становился победителем. Его особо награждали.

В южной Грузии после ночного Пасхального богослужения все расходятся по домам, а утром женщины пекут пасхальный хлеб в тандыре; этот хлеб является обязательной частью пасхальной трапезы. Мужчины готовят мясо — свиные окорока, специально отложенные для Пасхи. На столе также присутствуют вино и сыр.

Раньше жители Имерети собирались на литургию с первым пением петухов: когда петух кричал, все уже были в храме. Этот обычай основан на евангельском рассказе. После окончания Пасхального богослужения всю ночь звонят в колокола, на улицах танцуют и поют народные песни.

В Самегрело Пасхальное богослужение начинается в 12 часов ночи. Храмы заполнены народом, по окончании литургии все вместе поют «Христос воскресе». С пением христиане расходятся по домам. Главным пасхальным блюдом является жареный целиком поросенок. На следующий день многочисленные родственники и гости, продолжая празднование Пасхи, снова поют «Христос воскресе». Тамадой выбирается самый уважаемый церковный человек, которому в знак почета дают голову поросенка.

Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия IIВосточная Грузия имеет свои пасхальные традиции. В Кахети Страстная пятница — единственный день в году, когда нельзя пить вино - это считается большом грехом. После ночной Пасхальной службы кахетинцы отдыхают до утра, а утром начинают пасхальную трапезу. Для Пасхи сохраняют вино в особом кувшине, который называется «зедаше». На праздник кувшин открывают, часть вина жертвуется в храм для богослужения, а оставшимся угощают гостей на трапезе. Традиция «зедаше» имеет очень древние корни. В восточной Грузии были храмы, где кувшин для вина находился в течение года во дворе церкви, и прихожане постепенно наполняли его, а в праздник вместе пили это вино. Кахетинское застолье, по обычаю, длится очень долго; главное пасхальное блюдо — жареный барашек. Тамадой на трапезе часто выступает священник, поются пасхальные песнопения и народные песни. На всей Светлой седмице люди ходят друг к другу в гости.

В Тбилиси, в главном храме страны - Самеба (кафедральный собор Пресвятой Троицы) Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II проводит праздничную службу и массовое крещение детей. Иметь такого крестного является большой честью для грузинских семей.