+995 599 009 465  +995 599 702 132 

…Я знаю: глупость – эдемы и рай!
Но если пелось про это,
должно быть, Грузию, радостный край,
подразумевали поэты…
(В. Маяковский "Владикавказ-Тифлис")

Давид Гареджийский

  

ДАВИД ГАРЕДЖИЙСКИЙ (+604 г.)

Преподобный, чудотворец

Память: 7 (20) мая и в четверг по Вознесении (Мамадавитоба).

 

Преподо́бные - святые, подвиг которых заключался в монашеской жизни (аскетизм, отшельничество, пустынножительство и иные формы отвержения общепринятого жизненного уклада). Монашеская аскеза как тип святости предполагает отказ от мирских привязанностей, забот и стремлений,  и выбор следования Христу, поста и молитвы как основы жизнедеятельности. Этот тип святости указан в словах Христа, сказанных апостолу Петру: “И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” (Мф. 19. 29).

Чудотво́рец - эпитет ряда святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на чудотворное исцеление и т.д. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

======================================================

 

Давид ГареджийскийДАВИД ГАРЕДЖИЙСКИЙ — монах, ученик Иоанна Зедазнийского, пришедший с ним из Сирии в Иверию (Грузию) с проповедью христианства; один из 13-ти ассирийских отцов. Почитается одним из основателей грузинского монашества. Жил на горе Задени близ древней столицы Иверии (Грузии) — Мцхеты, затем на горе Мтацминда (нынешний Тбилиси, на месте, где находится храм его имени), потом перебрался в пещеру Гареджи.

 

Началом новой христианской эры в истории Закавказья стал IV век. Проповедь святой Нино открыла сердце Грузии для Евангелия. Крестились царь Мириан и царица Нана и большинство народа. При царях Бакаре и Вахтанге (ок. 440-502 гг.) приняли христианство горные племена. Однако маздеизм (огнепоклонство), получая поддержку со стороны Ирана, сохранялся в некоторых областях Грузии и в городах, находившихся близ караванных дорог. Значительное число огнепоклонников оставалось среди князей персидской ориентации, купцов, непосредственно связанных с Ираном, и ремесленников, живших в Тбилиси и других городах Картли.

Около середины VI века происходит знаменательное событие в духовной жизни Грузии - приход из Сирии ассирийских монахов во главе с учителем Иоанном. Их целью было продолжение евангельской проповеди и утверждение христианской веры в Иверии. Ученики преподобного Иоанна, великие подвижники и аскеты, отличались высоким богословием и философским образованием. Игумен Иоанн, основал монашескую обитель в Зедазени, разослал своих учеников по всем концам Картли и Кахети, как новых апостолов.

  

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ДАВИДА В ТБИЛИСИ 

Происхождение преподобного Давида в точности не известно. Имеются сведения, что в отчизне своей он был родственником и воспитанником Иоанна Зедазнийского. Лишившись рано родителей, преподобный Давид еще юношей последовал за своим возлюбленным Иоанном и посвятил себя монашеской жизни.

В Иверии преподобный Давид по благословению своего учителя Иоанна избрал для своих апостольских трудов город Тбилиси, город-крепость на перекрёстке дорог из Азии в Европу, из Персии к скифам и сарматам, из Византии к хазарам. В Тбилиси привозили ткани из Персии и Китая, драгоценные камни и благовония из Индии, оружие из Византии, ковры и лазурит из Турана, коней из Аравии. Целые кварталы занимали ремесленники. Особенно славились грузинские мастера обработкой металла и изделиями из серебра. Кузнечные ряды и рынки Тбилиси напоминали Дамаск. На улицах и площадях можно было увидеть персидских жрецов «огнепоклонников» (одетых в чёрные халаты), индийских браминов и факиров (иссохших от поста, как деревья зимой), буддийских монахов (закутанных в жёлтые одеяния) и иудейских раввинов с повязками на лбу, где хранились выписки из торы.

Св. Давид в ТбилисиПрибыв к месту, Давид поселился вдали от населенной части города на горе, ныне именуемой Мтацминда (Святая Гора), которая находится на западной стороне города.

Гора эта носит, вообще-то, два названия: одно – «Мтацминда», или Святая Гора, она получила в конце XVI века от Святого Афона, когда иноками афонского Иверского монастыря был основан здесь монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, который и считался его подворьем (Афон, как известно, и до сих пор называется по-грузински "Мта-Цминда"); другое наименование же этой горы - "Давидовская" определилось в VI веке, с того времени, когда святой Давид поселился на ней.

Своими руками Давид выкопал в недрах скалы пещеру. Дни и ночи проводил он в сердечных и горячих покаянных молитвах. Пищею ему служила скудная горная растительность, а питьем - холодная ключевая вода. Своей праведной святою жизнью и внушительной проповедью этот богоданный учитель стал благотворно влиять на жителей Города. Такова природа любви: все своё и себя самого отдавать другим, а на себя принимать их тяжесть и боль. 

Каждый четверг сходил преподобный со своей горы в Тбилиси: проповедовал Евангелие, беседовал с народом, молился в храмах, а остальные 6 дней пребывал в безмолвии и затворе. По преданию, путь, по которому сходил преподобный в город, никогда не застраивался. Поэтому улица, ведущая к подножью горы, имеет форму изгибающейся тропинки.

Огнепоклонники и другие враги христианской веры, которых немало было в то время в Тбилиси, опасаясь успехов его христианской проповеди, решили оклеветать его, что бы сам народ изгнал Давида из города как прокажённого.

Вот как говорит об этом предание, до сих пор живо сохраняющееся в памяти грузинского народа. На месте ныне существующей Квашветской церкви (на проспекте Руставели) жила дочь одного из жителей города. Девица эта, соблазненная кем-то, забеременела. Ревнители внешнего благочестия потребовали от нее выдачи виновника прелюбодеяния, и она, наученная и подкупленная врагами преподобного Давида, оклеветала святого подвижника.

Преподобного Давида потребовали на суд. Давид не сказал ни слова в своё оправдание, а лишь дотронулся посохом до ее чрева и  спросил зачатого ребенка: "Я ли отец твой?".  Из утробы обольщенной девицы послышался голос: "Не ты", - и назван был какой-то кузнец. Тогда святой Давид сказал ей: "Да родишь ты камень!" Вдруг она почувствовала страшные боли и родила камень (такое обличение лжи и послужило, как говорят, причиною постройки Квашветской церкви в Тбилиси; Квашветская - от грузинского слова «ква» - камень). И тогда возмущенная толпа, не внемля уговорам преподобного, забросала клеветницу камнями.

Преподобный Давид был так опечален смертью этой девицы, что испросил у Бога источник чудодейственной воды, который имел бы целебную силу и, в особенности, - даровать бесплодным женщинам чудо деторождения.

Это тот самый источник чистой ключевой воды, который и ныне находится на склоне Мтацминда в городе Тбилиси, к северо-западу от церкви преподобного Давида, привлекая к себе множество бездетных паломниц.

  

УХОД В ГАРЕДЖИЙСКУЮ ПУСТЫНЮ 

Гареджийская пустыняЛукавый нрав жителей возмутили дух Давида, и он решил покинуть этот город. Преподобный положил на волны реки Куры свою монашескую мантию и вместе со своим учеником Лукианом встал на неё и поплыл как на ладье, вниз по течению реки. Они отправились в пустыню Кахетинскую, которая называется «Гаре Кахетии» или «Гареджи» (уединенное место). Гареджийская местность - это высокое плоскогорье в 60 километрах к востоку от Тбилиси, суровая безводная пустыня (похожа на пустыни Египта; недаром впоследствии Гареджи называли Иверской Фиваидой), где летом бывает жара до 50 градусов, а зимой - мороз до 30 градусов. Тут он устроил обитель, которая впоследствии превратилась в знаменитую Лавру и породила еще десяток монастырей. Святой Давид с того времени стал называться Гареджийским.

И так пребывая в пустыне и возлагая всю свою надежду на Бога, стали Давид и ученик его, Лукиан, усердно молиться и поститься. В пищу они употребляли корни некоторых растений и пустынную зелень. Когда в этой пустыне истощились и без того скудные запасы дождевой воды и редких чахлых растений, и Давид с Лукианом начали ощущать голод, то Господь Бог послал им ланей с молодыми детенышами. Из молока этих ланей посредством молитвы Преподобный Давид сотворил свежий сыр и накормил Лукиана и себя. В среду и пятницу монахи вообще ничего не ели, только молились.

Однажды лани прибежали к Преподобному и пожаловались на змея, поедавших их детенышей. Преподобный повелел змею уйти, иначе он поразит его Именем Христовым. Змей в страхе согласился, но просил сопровождать его взглядом, чтобы Божественный Огонь не поразил его до того как он уйдет. Преподобный обещал это змею. Но когда змей уходил в Куру, святому Давиду явился Ангел и потребовал обернуться. Давид, помня свое обещание, противился указанию Ангела, но Ангел решительно позвал Давида, и он был вынужден отвернуться. Тогда с Неба сошел огонь и поразил змея, который мог причинить другие, еще большие беды не только для пустыни, но и для населенных мест. 

  

НАЧАЛО ВОЗВЕДЕНИЯ ЛАВРЫ ДАВИДОВОЙ 

Охотники, промышлявшие в данной местности, видя святость Преподобного  Давида, захотели остаться жить подле него. Преподобный Давид, видя искренность их желаний, повелел им вырыть хранилища для воды и пещеры для жилья. Все исполняли повеление Давидово. И появилось в Гаре Кахети множество отшельников; каждый день число их увеличивалось, так как слух о святом Давиде, его праведной жизни и  подвигах разнесся не только поблизости, но и в отдаленные окрестности Иверии.


Лавра ДавидаОднажды к Давиду пришел отшельник, который жил в этой пустыне задолго до прихода сюда Давида. Это был преподобный Додо. Анахорет родом из кахетинских князей, оставил мир, богатство и почести без сожаления, как стряхивает путник прах и пыль со своих ног.

Позже Преподобный Давид повелел святому Додо на возвышенности горы устроить обитель. Святой Додо исполнил указание, и здесь поселилось множество пустынников. Давид же остался на прежнем месте, где, выходя каждый день из пещеры, в расселине каменной горы постоянно воссылал Богу благодарственные молитвы.

Однажды Давид взошел он на вершину той горы, в которой жили его братья-монахи, и как обычно начал молиться с простертыми к небу руками. В это время прилетает к ногам его фазан, испуганный ястребом, пущенным охотником из варваров (арабов).

Варвар приблизившись к месту, где сел фазан, увидел святого, молящегося с простертыми руками, а ястреба своего, поодаль сидящего. Удивленный этим зрелищем, он спросил святого Давида: "Кто ты, и как здесь оказался?" Святой ответил; "Я есть раб Господа нашего Иисуса Христа. Милосердному моему Господу приношу моления о прощении множества грехов моих и о удостоении меня спокойного переселения из сего суетного земного мира в мир небесный". Варвар снова спросил: "А кто здесь питает и утешает тебя?" Святой отвечал: "Тот, на Которого я уповаю и Которому поклоняюсь. Он есть Питатель и Попечитель мой и всех тварей Своих. Оставь ты эту бедную птицу, прилетевшую ко мне грешному для избавления ее от рук убийцы".

Гордый варвар, сидящий на коне, сказал святому Давиду: "Бедный монах, я хочу убить тебя, а ты велишь мне оставить птицу в живых? Следовало бы тебе прежде просить о себе, нежели об этой птице». Но смиренный отец кротко отвечал: "Ты не имеешь никакой власти убить не только меня, но даже и эту малую птицу, ибо Бог помощник мне и Он избавит меня от угроз твоих". Варвар, разгневанный такими словами, схватился за меч, чтобы поразить его, но вдруг рука его окаменела, лишенная жизни. Варвар в страхе и трепете упал с лошади, обхватил ноги святого и стал молить о прощении. Милостивый Давид прочитал молитву, прикоснулся к руке варвара и она мгновенно исцелилась.

Варвар, удивленный таким чудом Божиим, опять припал к ногам святого Давида и стал молить исцелить его больного сына, обещая, что сам он и весь род его будут поклоняться Богу, в которого верует Давид. Давид ответил ему: "Иди в дом свой, как уверовал, да будет по слову твоему, и найдешь сына своего совершенно здоровым в третий час пополудни". Варвар (его звали Бубакар), поспешил домой, где его встретил совершенно здоровый сын. Бубакар спросил жену свою, в какое время исцелился сын, и жена ответила, что мальчик поправился в третий час пополудни. Услышав это, Бубакар благодарил Бога и святого Давида за исцеление сына.

На следующий день утром Бубакар велел рабам своим нагрузить ослов разной и самой лучшей пищей, и отправился к святому Давиду со своей семьей. На вопрос святого Давида какую просьбу имеет он к нему, Бубакар ответил, что желает всем домом своим принять святое Крещение. Бубакар и весь его род принял святое Крещение. Позднее Бубакар со своими рабами высек в пустыне для монахов церковь, в которой упокоился впоследствии преподобный Давид. Спустя несколько столетий (в IX веке) преподобный отец Илларион (великий подвижник Грузинской Церкви и мудрый настоятель Давидо-Гареджийской Лавры), расширил и украсил тот храм, придав должное благолепие могиле святого Давида, находящейся у южной стены храма. Напротив места погребения Давида в этом храме находится могила святого Лукиана. Молитва при гробах этих преподобных благодатна и целительна.

  

ПУТЕШЕСТВИЕ В ИЕРУСАЛИМ 

Однажды Преподобный Давид решил совершить паломничество в великий град Иерусалим, взяв с собой в путь лишь несколько иноков. Лукиан остался  следить за обителью.

Преподобные взошли на Сионскую гору. Внизу расстилался Иерусалим, город, где Сим, старший сын Ноя устроил гробницу для головы Адама и воздвиг над ней холм, называемый Голгофа. Город, где царствовали Давид и Соломон. Город, который предназначен был стать духовной столицей мира. Здесь был распят Христос, как Сын человеческий, здесь он воскрес как Сын Божий.

Икона Житие Св. ДавидаДавид, увидев город, пал на землю и со страхом и умилением сказал ученикам своим: "Не могу отсюда далее идти, поскольку считаю себя недостойным приблизиться к святым местам, поэтому идите вы одни туда и принесите и за меня грешного молитвы пред святым Гробом Господним". Иноки, попрощавшись с Давидом, ушли.

После молитв сердечных по обычаю паломников, берущих горсть земли палестинской, преподобный взял, как благословение от Святого Града, три камня, лежащих у стены и поспешил в обратный путь в Иверию.

Бог, видя такое крепкое верою смирение святого Давида, послал к Илии, Патриарху Иерусалимскому, Своего Ангела и говорит так: "Мой возлюбленный Давид, приблизившись к Иерусалиму, взял с собою благодать его. Отправь скороходов, чтобы догнать монаха. Повели им взять у него два камня, а третий оставить при нем и сказать ему: "Так повелевает Бог тебе. Поскольку по мере твоего смирения взята тобою благодать Моего Гроба из Иерусалима, то Мне угодно, чтобы две части возвратились опять Иерусалиму, дабы совершенно не лишить его благодати, а третью часть дарую тебе для взятия в пустыню. Иди туда с миром и освяти пришествием твоим братию твою. Впредь же, притекающие с верою к тебе будут иметь исцеления от болезней и освобождение от прегрешений своих. Возьми камень сей, как знак благодати в твою пустыню для памяти и возвещения веры твоей".

Патриарх немедленно послал скороходов за Давидом. Скороходы догнали смиреннейшего Давида и поведали ему обо всем, что говорил им Патриарх Иерусалимский. Они забрали у него два камня, а третий камень оставили при нем. Преподобный Давид горячо помолился Господу за такую благодать. Слух о необычном чудесном происшествии разнесся по всему городу Иерусалиму и окрестностям.
А смиренный Давид через некоторое время прибыл в пустыню Гареджи и положил принесенный камень в церковь.

Вскоре после Давида возвратились из Иерусалима его спутники и возвестили братьям обо всем виденном и слышанном в Граде Святом; так и разнеслась по всем окрестностям пустыни весть о богоподобном смирении угодника Божия Давида, и о принесенном им чудотворном камне. Со всех сторон пустыни стекалось множество отшельников и богомольцев видеть чудо Божие и прославлять Господа Иисуса Христа. При прикосновении к этому чудотворному Камню исцелялись немощные, больные и прочие страждущие христиане.

ЧУДОДЕЙСТВЕННЫЙ КАМЕНЬ ДАВИДОВ

Святая Грузинская Православная Церковь содержит особое Священное Предание об этом Давидовом Камне. Чудодейственный Камень преподобного Давида, привлекавший в Гареджийскую Лавру несметное количество богомольцев, после кончины святого Давида лежал на могиле его, находящейся в высеченной им же пещере, приспособленной Бубакаром для церкви в честь Преображения Господня. И поныне много исцелений  происходит у места погребения святого Давида, от его гроба, где незримо присутствует благодать Иерусалима. Как свидетельствует благочестивое предание грузинских христиан, троекратная здесь молитва равняется одному паломничеству в Иерусалим.

Святые Давид и ШиоДолго ли благодатный Камень, принесенный святым Давидом из Иерусалима, находился на его могиле, когда и кем он был спрятан - никому не было известно. Дальнейшая история этого Камня была описана в одной из рукописей библиотеки Квабтахевского монастыря, найденной в прошлом веке. В рукописи говорится, что в 1811 году настоятель Давидо-Гареджийской обители, архимандрит Илларион, решил провести ремонтные работы в церкви Преображения Господня, где покоятся священные останки Преподобного Давида Гареджийского. Решили сломать находившиеся в ней две колонны: одну с восточной стороны у иконостасной боковой двери, а другую, примыкающую к кирпичной пристройке с южной стороны. После слома первой колонны обнаружилась стена с амбразурой приличной величины, отштукатуренные алебастром. Здесь была нанесена живопись: святой Давид и преподобный Додо как бы целовали друг другу рук и радостно приветствовали друг друга. Тут же была надпись: "Образ пришествия святого Давида из Иерусалима". Эту стену пришлось сломать. Но за ней оказалась такая же стена с небольшой уже амбразурой, вмещавшей еще меньшую амбразуру. Все это тоже было отштукатурено алебастром. В последней амбразуре нашли святой камень со знаками горевшей пред ним свечи и поблекшими от времени небольшими следами воска. Камень был величиной чуть меньше гусиного яйца, продолговат и оканчивался конически. На остром конце его было видно пятно, имеющее цвет темной (застарелой) крови, и на одной стороне вдоль от одного конца до другого была заметна тонкая черта того же цвета; цвет самого камня представлял собой смесь красного с белым. Также в рукописи указывалось, что камень этот имел чудотворную силу, оказывающую благотворное влияние на прикасающихся к нему с верою. Братья святой обители, следуя примеру преподобных Отцов, сберегших святой Камень в описанном месте, сохранили его в той же церкви, но уже в другом, особом месте, известном только некоторым старейшим из них. На праздник святого Давида они вынимали его из хранилища для поклонения, и потом опять прятали.

В 1857 году Давидо-Гареджийская обители подверглась разорению со стороны воинственных лезгин. Они ворвались в церковь и ограбили ее, захватив драгоценные облачения, чаши, кресты, евангелия в окладах, серебряные паникадила, златотканый покров, находившийся на гробе святого основателя обители, митры и вообще все драгоценные вещи, унесли также и благодатный Камень, принесенный преподобным Давидом из Иерусалима и находившийся в маленьком ковчежце под Престолом. Вместе с этим взяли в плен иеромонаха Митрофана и многих других. Дорогою они убили стражника святой обители Михаила Сергиашвили. В числе пленных находились также двое русских юношей, пришедших на богомолье и два стражника грузина. Возвратившись домой, они разделили между собой награбленную добычу, а чудодейственный Камень, значения и цены которого они не понимали, забросили на чердак одного из домов. Пленник иеромонах Митрофан запомнил это место. Спустя год иеромонах Митрофан освободился из плена при помощи выкупа, внесенного за него Императором. Уходя домой, он тайно от лезгин взял благодатный Камень, принес его в Лавру и с благоговением передал Иоанну Джорджадзе, настоятелю Давидо-Гареджийской пустыни. Ныне чудодейственный Камень Давида хранится в сокровищнице Грузинской Патриархии.

  

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ПРЕПОДОБНОГО ДАВИДА 

Перед смертью святой Давид призвал всех своих братьев-монахов и преподал им разные душеспасительные наставления. Затем, с миром отошел в обитель Отца Небесного. На месте монашеских подвигов преподобного Давида и Додо в последующие столетия была построена самая большая в Грузии лавра, объединившая 12 монастырей. Преподобный Давид погребён в пещерной церкви, а рядом с ним его ученик Лукиан, по слову спасителя: "Где Я, там и ученик Мой будет".

Мощи Св. Давида в храме монастыряГрузинская церковь причислила Давида к лику святых и установила в память его праздник в тот день, в который он умер. Это произошло в четверг на седьмой неделе после Пасхи. Этот послепасхальный день кончины преподобного пришелся на 7 (20) мая. В этот день также установлена память всем ассирийским отцам, просветителями Иверии. Грузинский церковный праздник в честь Давида Гареджийского называется Мамадавитоба. Праздник совершается в первый четверг по Вознесении Господнем (груз. – «амаглэба»), главные мероприятия проходят в Тбилиси и связаны с посещением храма Давида Гореджийского на горе Мтацминда («Святая гора»). На горе находится также пещерная келья старца Давида и источник, называемый «Слезы Давида», происхождение которого связывают с его житием. В Тбилиси 7 (20) мая на Мтацминда большой праздник. В этот день, при хорошей погоде, целый город стекается сюда, многие приезжают даже издалека. Начиная с этого дня по четвергам, в продолжение почти целого года, поднимаются к церкви богомольцы, и в этот день совершается Божественная Литургия в память о преподобном Давиде. Особенно же много собирается по четвергам молодых женщин и девушек, чтобы помолиться святому Давиду, как покровителю семьи и помощнику женщинам, страдающим бесплодием и женскими болезнями.

Здесь имеется народный обычай прикладывать к стене церкви преподобного Давида камушки и загадывать что-нибудь; если камушек прилипнет, то верят, что желание исполнится, а если упадет, то - не исполнится. Многие из паломников дают особый обет и босыми ногами поднимаются на гору, и если на горе идут какие-нибудь строительные работы, то почти все несут с собою несколько кирпичей.

Святой Давид Гареджийский (Иверский) почитается не только Грузинской Православной Церковью, но и православными церквями России и Украины.

  ===================================================================

 

МОНАСТЫРСКИЙ КОМПЛЕКС ДАВИД ГАРЕДЖИ 

Монастырь Давид ГареджиМонастырский комплекс Давид Гареджи по своим грандиозным масштабам и по историческому и художественному значению занимает особое место среди памятников материальной культуры Грузии феодальной эпохи.

Этот комплекс пещерных монастырей находится в Гаре Кахетии (60 км от Тбилиси) и простирается на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Как выдающийся образец строительного искусства, отличающийся также высоким художественным уровнем росписей, он и сейчас приводит в восхищение посетителей.

Исторически начало комплекса относят к первой половине VI века, когда один из 13 сирийских отцов, по имени Давид, поселился в естественной пещере Гареджи и вскоре основал там первый монастырь, именуемый Лаврой Давида.

Правилом святого Давида запрещалось прямо вступать к нему в братство; если кто-нибудь хотел жить с ним, то его сначала посылали в течение трех лет вести пустынно-уединенную жизнь в высеченной им же самим где-нибудь в скале маленькой и узкой келье. Если «новоприбывший» выносил страшное пустынное уединение, то тогда он был принимаем святым отшельником Давидом.

В Гареджийской пустыне после краткой весны, которая расстилает свой яркий разноцветный ковёр по земле, наступает знойное и засушливое лето. Цветы блекнут, трава засыхает. Летом Гареджийская пустынь становится похожей на царство смерти и молчания. А зимой здесь бывают морозы до минус 30 градусов.

Кельи монаховЧасто выходило так, что инок, избравший такую суровую жизнь, не возвращался к святому Давиду, а пребывал до самой своей кончины в избранном им месте, усердно молясь Богу, но со святым отцом Давидом имел самое близкое духовное общение. Около этого нового подвижника с течением времени собирались его последователи, высекали себе кельи в скале по подобию его кельи и начинали жить с ним по уставу, данному святым Давидом. Таким образом, через некоторое время, еще при жизни преподобного, вокруг его обители появилось много монастырей самых близких его учеников.

В том же VI веке ученики и последователи святого Давила, Додо и Лукиан, основали еще два монастыря — Додос Рка и Натлисмцемели.

С именем, видного деятеля IX века Иллариона Картвели связаны сооруженные южнее Лавры на склоне кельи, церковь и трапезная. Он же расширил и перестроил сооруженную Давидом церковь, которою затем благоустраивал сын Давида Строителя, Дмитрий (1093-1156 гг.) — автор гениального песнопения "Ты есть лоза виноградная", являющегося и сейчас шедевром грузинской музыки. Архитектурная форма этой церкви, названной Преображенской, стала канонической для строительства комплекса в последующие времена.

В XI веке нашествие турок-сельджуков задержало развитие монастыря, хотя жизнь в нем и не прекращалась.

Наибольшего расцвета Давид Гареджи достигает в XI-XIII веках. В это время появляются новые монастыри – Удабно, Бертубани (квартал иноков) и Чичхитури. Расширилась и благоустроилась Лавра Давида, воздвигнутая на склонах небольшого ущелья. В монастыре, где впервые обосновался Давид, был устроен террасный двор, построены новые кельи, трапезная и церковь. Вскоре соорудили бассейн, каналы и резервуары.

Священной реликвией становится единственный в этой местности источник "Слезы Давида'', у которого утоляли жажду первые монахи-пустынники. К этому же периоду, который совпадает с объединением Грузии и подчинением монастыря Гареджи царскому двору, относится роспись церквей и трапезных.

В монастыре Удабно возникает гареджийская школа живописи, которая достигает творческой зрелости в росписях монастыря Бертубани. Фрески монастырей Давид Гареджи в своем историческом развитии связаны с монументальной живописью средневековой Грузии, и в то же время их характеризует своеобразие, выражающееся в новом решении религиозных сюжетов, в особенности графики, в повышенной экспрессии и совершенно оригинальном колорите.

Фрески монастыря УдабноГареджийская школа живописи представляет собой одно из наиболее выдающихся явлений в культурной жизни средневековой Грузии. Значение росписей Давид Гареджи заключается еще и в том, что некоторые из них представляют собой портреты исторических лиц - Давида IV Строителя (1073-1125 гг.) в Натлисмцемели, царицы Тамар (1184—1209/1213 гг.) и Георгия Лаша (1191—1223 гг.) в Бертубани, Димитрия Саможертвователя (1258—1289 гг.) и ряда ктиторов в Удабно.

В XII веке, когда во главе монастырей становится Онуфрий Гареджели, Давид Гареджи превращается в культурно-просветительный центр всей Восточной Грузии.

В XIII веке, во время монгольских нашествий, монастыри были разграблены и разрушены. Огню были преданы рукописи, образцы искусства. Замерла жизнь в Бертубани, в развалины были превращены монастыри Лавра Давида, Натлисмцемели, Додос Рка.

Лишь через несколько веков, при непосредственной поддержке народа Картли и Кахети, начинается возрождение монастырей, хотя феодальная раздробленность Грузии этого периода не дает им возможности достигнуть былой силы и славы.

На грани XIV-XV веков монгольский правитель Тамерлан подверг Грузию огню и мечу. Разорение страны, естественно, отразилось и на монастырях Давид Гареджи. Еще более экономически ослабленные, они теряют свое культурное значение. В это время прекращает свое существование гареджийская школа живописи.

В 1615 году войска иранского шаха Аббаса I за одну ночь истребили всех монахов и разграбили монастыри. 

Читать подробнее…

С конца XVII века кахетинский царь Теймураз, а затем Арчил пытаются восстановить Давид Гареджи. Его возрождение фактически начинается с 1690 года, когда настоятелем в Гареджи был назначен Онуфрий Мачутадзе. За время его плодотворной сорокалетней деятельности были восстановлены старые права монастыря, возвращены принадлежавшие ему земли, для защиты от врагов были возведены крепостные ограды, сооружены вход и трапезные.

В XVIII-XIX вв. в результате частых нападений на монастыри и их разорения, а начиная с XIX века в связи с появлением в городах Грузии духовных и светских школ, интерес к Давид Гареджи постепенно спадает. Во второй половине XIX века монастыри опустели, и лишь в Натлисмцемели осталось несколько монахов.

Летом 1851 года на Давид Гареджи напал многочисленный отряд дагестанцев (лезгинов). Они разграбили Лавру святого Давида, вынесли церковную утварь, книги, взяли в плен иеромонахов Геронтия и Сарапиона, монахов Германа, Виссариона, Михаила, Отара и Симона и мученически умертвили их. Мученическую смерть отцов Давид-Гареджи в 1853 году описал Гелатский иеромонах Исаакий, живой свидетель разбоя, учиненного дагестанцами летом 1851 года.

В советское время в Гаре Кахети был устроен самый крупный в Азии артиллерийский полигон. От постоянного сотрясения гор при стрельбе, а также при использовании башен монастырей в качестве мишеней, многие из монастырей были разрушены, и древнейшие фрески VIII-IX вв. с изображениями святых в большинстве своем были уничтожены.

В наши дни часть монастырского комплекса находится на территории Азербайджана, и это является предметом территориальных споров между Грузией и Азербайджаном с 1991 года. Грузия желала бы разменять эту территорию, в связи с особой культурной и исторической значимостью комплекса для страны. Азербайджан отказывается обменивать территорию из-за стратегического расположения высот.

Пещерные монастыри Давид ГареджиДо наших дней сохранились постройки и пещеры двенадцати, некогда крупных, монастырей и множество келий и киновий. Самые знаменитые и посещаемые обители Давид Гареджи: Лавра святого Давида,  Воскресенская (мученическая), Бертубани (квартал иноков), Святого Додо (Додос-рка), Иоанно-Крестительская, Чичхитури, Тетри-сенакеби (обитель белых келий), Магазана (Мгвиме), Колагири, Мохатули (расписанная), Веран-Гареджа и Пир-Укугмарти.

На протяжении своего многовекового существования монастырский комплекс Давид Гареджи много раз претерпевал погромы и разорения, но выдержал испытание веков, сыграв существенную роль в духовном развитии страны. Сегодня его руины говорят о былой духовной силе грузинского народа.

===========================================================================

 

СВЯТАЯ ГОРА (МТАЦМИНДА) 

В окрестностях Тбилиси есть гора, которая носит такое же название, как гора Афон,— «Святая Гора», по-грузински Мтацминда. У нее есть еще другое название — «Гора преподобного Давида». Там в течение нескольких лет жил святой Давид, ученик ассирийского подвижника преподобного Иоанна, который по благословению Божией Матери пришел из Антиохи (Сирии) в Иверию, чтобы проповедовать христианство и учредить монашескую жизнь по уставу и образцу антиохийских обителей.

Гора МтацминдаПреподобный Давид Гареджийский выбрал для своих подвигов расположенную на западе от Тбилиси гору и вел полузатворническую жизнь в пещере на крутом склоне. Шесть дней он молился в своей келье, а по четвергам спускался вниз в город. Там он проповедовал Евангелие, утверждал в вере христиан и убеждал обратиться ко Христу язычников-огнепоклонников, которых было много в Тбилиси, особенно среди торговцев и ремесленников.

В Тбилиси есть изогнутая, как древо лука, улица, которую называют «тропой преподобного Давида». Менялся лик города, строились дома, но на протяжении веков тропа преподобного Давида, проходящая дугой между зданиями, оставалась неприкосновенной (возможно, что это современная улица Бесики).

С уходом из Тбилиси преподобного Давида, гора, на которой жил святой, не лишилась благодати Божией. Здесь был устроен монастырь, однако в XIII-XIV веке обитель уже не существовала. В 1592 году этот монастырь был возобновлен двумя иноками, Давидом и Николаем (Габаевыми), прибывшими из Иверского афонского монастыря. Афонские иноки воздвигли на Святой Горе церковь во имя Пресвятой Богородицы и пожертвовали возобновленному монастырю землю, находящуюся между двумя оврагами под этой Святой Горой. В конце XVIII в. монастырь находился в большом запустении, весь зарос кустарниками, и был мало доступен для богомольцев. Церковь не действовала и постепенно начала разрушаться.

В начале XIX в. Антоний II Католикос грузинский, обратил внимание на развалины этого монастыря и поручил в 1809 г. священнику Квашветской церкви, Фоме Григорьеву, добровольными пожертвованиями восстановить древнюю святыню города Тбилиси и образовать здесь не монастырь, а приход. Священник Фома Григорьев ревностно принялся за дело и в 1810 году, при содействии жителей Тбилиси, возобновил небольшую церковь, которая и была освящена по благословению Католикоса Антония II архимандритом Трифолием (замечательным грузинским литератором) во имя Преображения Господня. Кстати, местом упокоения преподобного Давида стала Преображенская церковь в его Лавре.

Тогда к пещере преподобного Давида вела только лишь узкая тропинка. Трудно было поднимать строительный материал в гору, но помог народ. Кирпичи и камни сложили у подножия горы; по четвергам каждый из богомольцев брал с собой несколько кирпичей и поднимался с ними на гору. Вскоре необходимый для постройки материал был доставлен на место. Труд сотен людей был вложен в этот храм.

Кавказский наместник генерал Ермолов приказал саперной роте заняться расширением и устройством дороги к церкви на Мтацминде, и в течение одного месяца дорога была сделана. Затем была устроена маленькая колокольня. Двор был обнесен каменной оградой, посажены деревья, а источник Давида Гареджийского укреплен сводом, который существует и поныне. Сохранившаяся до того времени старая монастырская церковь, освященная в честь Преображения Господня, просуществовала до 1858 года. К этому времени в Тбилиси стали особенно заботиться о благолепии храмов, причем было построено много новых церквей, а некоторые древние отреставрированы. Тогда же обратили внимание и на Мтацминдскую церковь и задумали построить новую, более вместительную. Старая церковь была разобрана, и на месте ее в 1859 году был заложен фундамент нынешней церкви, но уже во имя преподобного Давида Гареджийского. Строительство завершилось в 1871 году.

В 1896-1899 гг. стараниями священника Нестора Макарова на добровольные пожертвования на месте старой маленькой часовни была построена зимняя церковь во имя Преображения Господня с колокольней.

Это место издавна любили посещать особы царского рода. Карталинский царь Давид X (1482-1526 гг.), после разорения его царства во время нашествия Шах-Измаила, передал престол своему брату Георгию IX (1486-1534 гг.), а сам постригся в иноки и жил на горе Мтацминда. Тут же он скончался в 1526 году и погребен в церкви. При возобновлении храма в 1810 г. была найдена его гробница у южных дверей прежней церкви. Царь Ираклий II (1720-1798 гг.), потеряв своего сына Соломона и сильно скорбя по нему, некоторое время поселился при этом монастыре и отсюда делал распоряжения по управлению страной. Любил также посещать эту местность последний царь грузинский, Георгий XII (1746-1800 гг.). И было у него, даже желание возобновить разрушенный храм Давида, но смерть помешала привести ему свою мысль в исполнение. Наконец, церковь святого Давида любили посещать Его Императорское Высочество бывший Наместник Кавказский, Великий Князь Михаил Николаевич (1832-1909 гг.) со своим Августейшим семейством.

Храм Мамадавити на горе Мтацминда.jpgСейчас над пещерой отца Давида построена церковь Иверской иконы Богоматери. Рядом стоит храм Святого Отца Давида («Мамадавити»). Чуть южнее – Преображенский храм, похожий на колокольню. Все здания кирпичные. Около храмов можно найти три святых источника.

Преподобный Давид вместе с мучеником Або считается покровителем Тбилиси. Мтацминда не только связана с историей Тбилиси, с ее минувшими веками; почитание храма и пещеры преподобного Давида — это благословение столицы Кавказа, это ее защита в грядущих испытаниях.

На западе от Иерусалима возвышалась гора Сион, что значит «сторожевая башня». Мтацминда, подобно Сиону, стоит, как крепостная стена, на западе Тбилиси. Запад — символ мрака и области темных сил. Как духовная стена, защищают город от невидимых врагов молитвы преподобного Давида и святых, совершивших религиозный подвиг на этой горе.

С горы святого Давида (с Мтацминда), открывается очень живописный вид на Тбилиси и его окрестности. На северо-востоке видна обитель святого Антония Марткобского, собрата преподобного Давида, тоже одного из ассирийских отцов. А вдали на востоке виднеется хребет Гареджийских гор, куда преподобный Давид ушел, покинув город Вахтанга Горгасали.

 =====================================================================

 

ПАНТЕОН «МТАЦМИНДА» 

Вокруг церкви Святого Давида («Мамадавити») существует пантеон «Мтацминда» - некрополь, где похоронены многие известные писатели, артисты, учёные и национальные герои Грузии. Кроме того, ряд захоронений дореволюционного времени находится в самом храме Святого Давида. Пантеон был официально открыт в 1929 к 100-летней годовщине трагической гибели русского писателя и дипломата А. С. Грибоедова в Иране. Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829 гг.) и его супруга, Нина Александровна, урожденная княгиня Чавчавадзе (1812-1857 гг.) похоронены в особом склепе сразу при подъеме по лестнице к храму Св. Давида.

На территории Пантеона сейчас имеется 48 захоронений справа и слева от храма Давида. Здесь есть одна загадка – надгробная плита с именем Нико Пиросмани есть, но самой могилы нет, и ее местонахождение вообще никому не известно.

План Пантеона 

1. – Симон Джанашия (историк)

2. - Николоз Брдзенишвили (историк)

3. - Акаки Хорава (актер)

4. - Вахтанг Чабукиани (танцор балета)

5. - Михаил Чаурели (кинорежиссер, актер, сценарист, педагог)

6. - Ушанги Чхеидзе (актер)

7. - Серго Закариадзе (актер)

8. - Ладо Гудиашвили (художник)

9. - Дмитрий Кипиани (политик, журналист и общественный деятель)

10. - Соломон Додашвили (писатель, просветитель, общественный деятель, философ)

11. - Васил Барнови (романист)

12. - Илья Чавчавадзе/Святой Илья (писатель и общественный деятель)

13. - Ольга Гурамишвили (жена Ильи Чавчавадзе)

14. - Эквтиме Такаишвили (историк и археолог)

15. – Якоб Гогебашвили (писатель и просветитель)

16. - Мераб Костава (советский диссидент и национальный герой Грузии)

17. - Иакоб Николадзе (скульптор)

18. - Лео Киачели (писатель)

19. - Шалва Дадиани (актер и драматург)

20. - Давид Эристави (журналист, переводчик и драматург)

21. - Какуца Чолокашвили (политический деятель)

22. - Звиад Гамсахурдия (советский диссидент, первый Президент Грузии)

23. - Закариа Чичинадзе (историк и писатель)

24. - Симон Чиковани (поэт и общественный деятель)

25. - Иосиф Гришашвили (писатель, поэт и ученый)

26. – Галактион Табидзе (поэт)

27. - Георгий Леонидзе (поэт)

28. – Николоз Бараташвили (поэт-романтик)

Могилы А. Грибоедова и Н. Чавчавадзе29. - Н. А. Чавчавадзе (грузинская княжна, жена А. С. Грибоедова)

30. – А. С. Грибоедов (русский писатель и дипломат)

31. - Акакий Церетели (поэт)

32. - Анастасия Туманишвили-Церетели (писательница)

33. - Васо Абашидзе (театральный актер и режиссер)

34. - Давид Клдиашвили (писатель)

35. - Иване Палиашвили (дерижер)

36. - Илья Векуа (математик)

37. - Николоз Мусхелишвили (математик)

38. - Екатерина Геладзе-Джугашвили (мать И. В. Сталина)

39. – Нодар Думбадзе (писатель)

40. - Нико Николадзе (журналист и общественный благотворитель)

41. - Важа Пшавела (поэт)

42. - Александр Цагарели (лингвист)

43. - Мосэ Джанашвили (историк)

44. - Верико Анджапаридзе (театральная и киноактриса)

45. – Якоб Гонебашвили (писатель и просветитель)

46. – Анна Каландадзе (поэтесса)

47. – Котэ Марджанишвили (театральный режиссер)

48. – Мухран Мачавариани (поэт)