Театр
Каждый год, 14 января в Грузии широко отмечается День Театра. Именно в этот день, 14 января, в далёком 1850 году в центральном театре Тбилиси великим грузинским деятелем искусства Георгием Эристави была поставлена первая пьеса. В те времена тот театр, в котором была представлена премьерная пьеса, считался единственным профессиональным в Грузии. Спустя свыше 150-ти лет таковых театров в Тбилиси и по всей Грузии имеется великое множество.
ТБИЛИССКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. А. С. ГРИБОЕДОВА
Театр находится на центральной улице города - проспекте Шота Руставели. Здание театра считается одной из главных достопримечательностей Тбилиси. Современный русский драматический театр им. А.С. Грибоедова - это реконструкция старого театра, который был основан более 150-ти лет назад. Соответственно, этот театр считается одним из старейших театров Грузии.
Этот театр в разные годы являлся местом, где творили многие выдающиеся театральные деятели. С деятельностью театра связано творчество В. Мейерхольда, К. Марджанишвили, Г. Товстоногова, А. Чхартишвили, Г. Лордкипанидзе, П. Фоменко, Г. Жордания, К. Шах-Азизова, А. Товстоногова и многих других. Экономический кризис 1990-х годов весьма негативно отразился на культуре и искусстве Грузии и на деятельности театра им. Грибоедова в частности.
В наши дни коллектив театра, возглавляемый Автандилом Варсимашвили, возвращает себе былую славу, радуя и удивляя зрителей новыми постановками, в которых удачно сочетается классика и современность, яркая форма, талантливая работа актеров и режиссеров. В 2009 году Тбилисский театр им. Грибоедова принял участие в Международном фестивале моноспектаклей «Соло», организованным СТД России, Международным Институтом Театра и Театральным Центром «На Страстном». Постановка театра с участием В. Харютченко вошла в двадцатку лучших из двухсот спектаклей, представленных на фестивале.
История Тбилисского русского драматического театра берет свое начало в XIX столетии. В 1845 году наместник, князь М. С. Воронцов учредил первый русский театр, который около 10 лет осуществлял успешную деятельность, представляя ежегодно около 100 спектаклей. Смена власти, к сожалению, привела к упразднению театра и роспуску, как русской, так и грузинской труппы. В 1880-х годах в доме Питоевых был обустроен театр, зрительный зал которого вмещал до 300 зрителей. На базе труппы актеров, входивших в драмкружок Питоевых, в 1887 году было создано Тифлисское артистическое общество, из которого в будущем и был создан драматический театр.
Открытие театра состоялось в феврале 1901 года, а первой постановкой на новой сцене была пьеса Грибоедова «Горе от ума». В 1904 году на сцене театра работала труппа В. Мейерхольда. В 1932 году театр начал новый этап своей деятельности под названием Тбилисского государственного русского драматического театра, а в 1934 году ему присвоили имя А. С. Грибоедова, под которым он известен и в наши дни.
Здесь выступали В. И. Немирович-Данченко, А. И. Южин, М. Н. Ермолова, В. Ф. Комиссаржевская, В. Э. Мейерхольд и др. Спектакли русских трупп давались в различных помещениях. В 1932 здесь был показан спектакль "На дне" М. Горького (режиссёр К. А. Марджанишвили), труппа сформировалась из актёрского коллектива тбилисского Дома Красной Армии. В театре большое внимание уделяет пропаганде пьес грузинских драматургов.
С 1933 по 1945 год театр возглавлял К. Я. Шах-Азизов. В 1971 году театр был награждён орденом Трудового Красного Знамени. С 1974 по 1979 главным режиссёром театра был А. Г. Товстоногов.
Постановки: "Великий Моурави" И. Вакели (1941), "Хевисбери Гоча" по А. Казбеги (1957), "Пламенный мечтатель" М. Мревлишвили (1958), "Во дворе злая собака" К. Буачидзе (1963) и др. Среди постановок русской и советской пьесы: "Интервенция" Л. Славина (1934), "Волки и овцы" А. Н. Островского (1936), "Так и будет" К. Симонова (1945), "Васса Железнова" М. Горького (1949), "Дни Турбиных" М. Булгакова (1954), "Океан" А. Штейна (1963).
ТБИЛИССКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. ШОТА РУСТАВЕЛИ
Тбилисский академический драматический театр имени Шота Руставели находится на центральном проспекте города. Здание театра считается одним из красивейших на проспекте Руставели. Его построили в самом начале XX века - в 1901 году, причем первоначальную отделку театра постарались сохранить. Например, фойе театра, которое в 1919 году было расписано, так называемой, "великой четвёркой" - Ладо Гудиашвили, Сигизмундом Зигой, Давидом Какабадзе и Сергеем Судейкиным.
Театр был создан в Тифлисе в 1921 году на основе существовавшего с 1920 года Государственного театра драмы. В 1921 году театру было присвоено имя Шота Руставели. С 1926 года театр возглавил А. В. Ахметели. В 1966 году театр получил почётное звание академического.
В настоящее время театром руководит знаменитый грузинский театральный деятель Роберт Стуруа. Грузинский драматический театр имени Ш. Руставели ставит спектакли совершенно разных направлений и жанров. К примеру, именно в этом театре ставят одну из самых лучших постановок "Отелло" У. Шекспира не только в самой Грузии, но и во всём мире. Помимо этого спектакля, обязательно нужно посмотреть спектакль "Ричард III". Выдающиеся постановки прошлых лет: «Тяжба» Георгия Эристави (1921), «Овечий источник» («Фуэнте Овехуна») Лопе де Вега (1922), «Затмение солнца в Грузии» З. Н. Антонова, постановка Марджанишвили (1923), «Герои Эрети» С. Шаншиашвили (1924), «Землетрясение в Лиссабоне» П. Какабадзе постановка Додо Антадзе (1925), «Гамлет» У. Шекспира (1925), «Салемский процесс» А.Миллера (1965), «Кавказский меловой круг» Б. Брехта (1975), «Макбет» У. Шекспира (1991).
ТЕАТР МАРИОНЕТОК РЕЗО ГАБРИАДЗЕ
Театр марионеток Резо Габриадзе принадлежит к числу театров, слава которых позволяет им на гастролях собирать полные залы в самых известных театрах и пользоваться немыслимым успехом у самой избалованной публики в столицах и крупных городах по всему миру.
Театр марионеток Резо Габриадзе сотрудничает со многими европейскими театральными коллективами, и получает приглашения поучаствовать в самых престижных театральных фестивалях. В ряде постановок театра в разные годы выходили на сцену всемирно известные актеры, а в спектакле «Рамона» голоса главных героев принадлежат популярным и любимым зрителями актерам: Ч. Хаматовой, С. Гармашу, Р. Карцеву, О. Тумайкиной и др.
Основателем Театра Марионеток является Резо Габриадзе - всемирно известный художник, писатель, театральный и кинорежиссер и кукольник. Он родился в 1936 году в Грузии, городе Кутаиси. Автор более чем 30 фильмов, среди которых "Не горюй", "Мимино", "Чудаки", "Кин-дза-дза", "Необыкновенная выставка" и др. Резо Габриадзе был автором, режиссером, дизайнером костюмов следующих постановок: "Альфред и Виолетта" (1982), "Бриллиант маршала де Фантье" (1983), "Осень моей весны" (1986), "Дочь императора Трапезунда" (1989).
История популярного Тбилисского театра марионеток началась относительно недавно – в 1981 году, но популярность его может сравниться с самыми старейшими театрами. С первых дней существования театр марионеток Резо Габриадзе обрел множество поклонников, причем не только среди детей и юношества, но и среди взрослой аудитории зрителей. Талантливый основатель театра Резо Габриадзе был для своего детища одновременно автор, режиссер, дизайнер костюмов. Первыми спектаклями, принесшими театру известность, были: «Альфред и Виолетта», «Бриллиант маршала де Фантье» и «Осень моей весны», которые были поставлены на сцене театра марионеток в период с 1982 по 1986 г.г.
В 90-х он работал в Швейцарии и Франции, где поставил два драматических спектакля: "Какая грусть - конец аллеи" в Лозанне, Швейцария и "Кутаиси" в Париже. В этих двух постановках принимали участие знаменитые актеры Театра Питера Брука - Натали Пари, Бакари Сангари и др. В 1994 Габриадзе поставил "Песнь о Волге", которая позднее, в Тбилиси была переименована в "Сталинградскую битву". Это одна из самых ярких его работ, премьера которой состоялась в Дижоне (Франция) в 1996. В 2002 он создал "Осень моей весны" совместно с Театром Види Лозанн (Швейцария).
Театр Габриадзе гастролирует по всему миру. Он побывал во Франции, Великобритании, США, в Сан-Диего на фестивале Искусств (1988), Кеннеди Центр в Вашингтоне, фестиваль в Линкольн центр (2002), фестиваль Сполетто в Чарльстоне; Эдинбургский фестиваль, Швейцария, Германия, Италия, Австрия, Испания, Норвегия, Москва, Санкт-Петербург, BITEF фестиваль в Белграде, Сеульский фестиваль (2004).
В 2004 Резо Габриадзе написал и срежиссировал пьесу "Запрещенное рождество или Доктор и больной" для Танцевального фонда Барышникова в Нью-Йорке. Премьера состоялась в Миннеаполисе, позже она прошла в Линкольн центре и на Фестивале Сполетто в Чарльстоне.
Резо Габриадзе - также художник, скульптор и мастер книжной графики. Его работы выставлялись в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Рене, Дижоне. Он был участником выставки в Мюнхене "От Эйзенштейна до Тарковского". Его работы по живописи, графике и скульптуре находятся в многочисленных государственных и частных коллекциях в США, России, Германии, Израиле, Франции и Японии.
Резо Габриадзе обладатель Государственной премии СССР (1989), премии Руставели (Грузия), Ника, Триумф, Золотая маска (Россия), а также носит звание Кавалера Ордена 2-й Премии Французской республики.
ТБИЛИССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. ЗАКАРИЯ ПАЛИАШВИЛИ
Это ещё один известный на весь мир театр, находящийся в Тбилиси. История Тбилисского Театра оперы и балеты началась 12 апреля 1851 года, когда на Эриванской площади города (современная площадь Свободы) было торжественно открыто театральное здание, возводившееся около 4 лет по проекту итальянского архитектора Антонио Скудиери. Это был первый театр в Закавказье, довольно крупный по меркам того времени (800 зрителей), фасад и интерьеры которого были сделаны в мавританском стиле. Это событие позже освещалось даже в статьях иностранной прессы, с фотографиями и описаниями пышного декора.
Роспись нового театра оперы и балета доверили знаменитому русскому художнику Г. Г. Гагарину. Видимо, ему это удалось, так как сам Александр Дюма старший, побывав здесь, писал об этом театре и его внутреннем интерьере: "Тифлисский театр оперы и балета ничем не уступает лучшим театрам Европы".
Русский композитор – П. И. Чайковский писал, что "здесь его произведения ставят намного чаще и лучше, чем где бы то ни было". Известный всему миру русский оперный певец Фёдор Шаляпин брал здесь, в Тифлисском театре оперы и балеты, свои первые уроки вокала. Знаменито высказывание Шаляпина о том, что он был рождён дважды; для жизни - в Казани, а для музыки - в Тифлисе. Помимо Фёдора Шаляпина, в этом прекрасном театре пели, такие великие оперные певцы, как З. Анджапаридзе, П. Бурчуладзе, З. Соткилавы и С. Лемешев. На сцене Тбилисского театра оперы и балета начинали танцевать В.Чабукиани, Н. Цискаридзе и Н. Ананиашвили. В разное время дирижёрами в этом театре были А. Мелик-Пашаев и Е. Микеладзе.
В новом Тбилисском театре оперы и балета имени З. Палиашвили идут такие спектакли, как "Даиси", "Сердце гор", "Сказание о Руставели", "Отелло", "Мцыри" и многое другое.
11 октября 1874 году здание театра погибло во время пожара, который нанес огромный ущерб и имуществу театра: были уничтожены декорации, реквизит, костюмы, инструменты и нотные записи. Только в 1896 году театр возобновляет свою деятельность в новом здании, созданном архитектором Шретером. Сезон открывается постановкой оперы Глинки "Иван Сусанин". В к.XIX – н.XX века на сцене театра выступали многие гастролирующие известные исполнители, имеющие мировую известность.
После установления в Грузии Советской власти театр становится центром национальной музыкальной культуры. На сцене театра были впервые поставлены оперы грузинских композиторов: "Абесалом и Этери" (1919) и "Даиси" (1923) З. Палиашвили, опера "Кето и Котэ" В. Долидзе (1919), "Сказание о Шота Руставели" Д. Аракишвили (1919), "Коварная Тамара" М. Баланчивадзе (1926), "Отшельник" (Цинцадзе по одноимённой поэме И. Г. Чавчавадзе, 1972).
Тбилисский театр оперы и балета выдвинул многих одарённых мастеров вокального и хореографического искусства. Многое сделали для развития театра певица О. А. Бахуташвили-Шульгина и дирижёр И. П. Палиашвили.
В 1937 году театру было присвоено имя Захария Палиашвили. В 1938 году спектакль "Малтаква" по О. Тактакишвили оформила жудожник Тамара Абакелия. В 1946 и 1947 году с театром сотрудничал Серго Кобуладзе. Он выполнил художественное оформление оперы "Сказание о Тариэле" Ш. Мшевелидзе (1946) и балета "Синатле" Г. Киладзе (1947). За каждый из этих спектаклей Кобуладзе был награждён Сталинской премией. В театре ставили оперные спектакли Николай Смолич.
С 1851 по 1880 год на сцене театра выступала труппа, составленная из оперных артистов итальянского происхождения. После 1880 года труппа стала русской. Здесь работали: И. П. Сараджишвили, А. И. Инашвили, О. А. Бахуташвили-Шульгина, В. М. Зарудная, Л. Г. Яковлев, Д. А. Усатов. С 1926 по 1944 год (с перерывами) солистом театра был Давид Бадридзе. С 1931 года в театре работал народный артист СССР Пётр Амиранашвили. С 1929 по 1933 и с 1935 по 1955 в театре работал народный артист СССР Давид Андгуладзе, в 1956 году на сцене театра дебютировал его сын Нодар Андгуладзе. В 1935-1944 году в театре пел Давид Гамрекели. С 1932 года работал дирижёром в театра Шалва Ильич Азмайпарашвили, с 1938 по 1954 он был главным дирижёром театра. В балетной труппе театра начинали свою творческую деятельность будущие народные артисты СССР и основатели Ансамбля народного танца Грузии Нино Рамишвили и Илья Сухишвили.
В последнее десятилетия в Театре оперы и балета им. З. Палиашвили проводится активная и планомерная работа, в результате которой театр, столь значимый для Грузии, наконец, сможет занять достойное место среди известных европейских театров. Театр был принят в международную организацию «Opera Europa», а также вступил в Ассоциацию музыкальных театров стран СНГ. В одной из постановок театра – опере «Дон Жуан» Моцарта уже приняли участие итальянские исполнители. Успешным также оказался проект театра, в котором для участия в постановке «Аиды» Верди на сцене собрались самые известные грузинские солисты, которые в данный момент работают за рубежом: В, Гамгебели, Т. Демуришвили, М. Ниорадзе, Д. Вашакмадзе, И. Ратиани, Н. Кватарашвили и др.
В период с 2004 по 2006 гг. театр оперы и балета им. З. Палиашвили провел свыше 30 благотворительных концертов для различных организаций и малообеспеченных категорий граждан. На базе театра работают струнный квартет, камерный ансамбль «Мон плезир», «Овация» и фольклорные ансамбли «Сулико», «Шеджибри». Также при театре оперы и балета функционирует собственный музей истории этого прославленного учреждения культуры и искусства.
ТБИЛИССКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. КОТЭ МАРДЖАНИШВИЛИ
Тбилисский академический театр имени К. Марджанишвили - один из ведущих драматических театров в Грузии, расположен в Тбилиси. В 1928 году театр был открыт стараниями Котэ Марджанишвили, в Кутаиси под названием 2-й Государственный драматический театр. В 1930 году театр был переведён в Тбилиси. Вместе с Котэ Марджанишвили организаторами театра стали его ученики: Верико Анджапаридзе, Тамара Чавчавадзе, Ушанги Чхеидзе, Шалва Гамбашидзе, Додо Антадзе, Александр Жоржолиани.
В 1933 году театру было присвоено имя Котэ Марджанишвили. С 1949 по 1952 и в 1963-1964 гг. театр возглавлял Арчил Евстафьевич Чхартишвили. В 1958 году коллектив театра был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1966 году театру было присвоено звание академического. Современное здание театра построено по проекту архитектора Газароса Саркисяна.
Выдающиеся постановки прошлых лет: «Гоп-ля, мы живём!» Э. Толлера (1928), «В самое сердце» Ш. Дадиани (1928), «Уриэль Акоста» К. Гуцкова (1929), «Кваркваре Тутабери» П. Какабадзе (1929), «Свадьба колхозника» П. Какабадзе (1938), «Строгие девушки» К. Буачидзе (1941), «Партизаны» Г. Мдивани (1942).
Современный репертуар: А. Чехов «Три сестры», реж. Давид Доиашвили; У. Шекспир. «Король Лир», реж. Д. Доиашвили; О. Уальд. «Саломея», реж. Д. Доиашвили; Ж.-П. Сартр. «За закрытыми дверями»; Ф. Достоевский «Вечный муж», реж. Т. Чхеидзе; Т. Стоппард «38», реж. Д.Андгуладзе; Ж. Ануй «Это смотреть запрещается», реж. Д. Доиашвили.
ТБИЛИССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРМЯНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. ПЕТРОСА АДАМЯНА
На Авлабаре, в этом красивейшем, уютном и очень колоритном районе Тбилиси находится старейший армянский профессиональный театр. Но это не просто армянский театр в Тбилиси, это тифлисский, а точнее авлабарский театр, где существует своя стилистика актерской игры, основанная на прямом контакте со зрителем. Здесь и зритель особый, с особым наивным восприятием. Зрители в зале могут комментировать происходящее на сцене, и людей со стороны это может шокировать, но бороться с этим, значит уничтожить своеобразие этого уголка и присущие ему искусство.
Тбилисский армянский драматический театр, носящий имя актера, поэта и художника Петроса Адамяна, входит в число старейших действующих армянских театров, и от известнейших театров Грузии он также не отстает по возрасту. Кстати, это единственный профессиональный армянский театр вне Армении, которому уже 150 лет. Примечательно, что армянскому театру присвоен государственный статус (финансирование театра осуществляет Министерство культуры Грузии), что не слишком часто встречается среди театров, расположенных за пределами Армении. В разные годы своей творческой деятельности этот театр играл важную роль в культурной и общественной жизни тбилисских армян, а также выступал своеобразным мостом в дружеских отношениях этих братских народов.
Современный творческий коллектив насчитывает свыше 100 человек. Театр активно гастролирует по городам Грузии, а также выезжает в Москву, Ереван, Тегеран. Ежегодно в театре осуществляется постановка около 5 премьерных спектаклей, которые пополняют действующий репертуар, состоящий из 20 постановок. При Тбилисском драмтеатре им. П. Адамяна существует театральная студия, выпускники которой нередко пополняют труппу театра.
История армянского театра началась в 1856 году, когда в городе начала деятельность профессиональная актерская труппа, возглавляемая Г. Чмушкяном. Первые спектакли на армянском языке начали ставиться в Тбилиси за 30 лет до этого события, сначала в школе Нерсесяна, затем на различных сценических площадках города.
В марте 1921 года армянский театр получил имя в честь героя-революционера, погибшего в 1918 году, Степана Шаумяна. А с мая этого же года театр получил статус государственного учреждения культуры, который сохранился за ним до сих пор. Собственное здание в районе Авлабар, знакомое многим поколениям тбилисских армян, театр получил марте 1936 года. В годы войны театр не прекращал свою деятельность, осуществив за военный период постановку более 60 пьес героико-патриотической тематики, как классических авторов, так и современников.
В 1991 году Тбилисский армянский драмтеатр сменил свое имя, с этого момента он известен поклонникам искусства как театр носящий имя выдающегося актера Петроса Адамяна. В апреле 2012 года начался ремонт исторического театрального здания, который инициировало Министерство культуры, сохранения памятников Грузии.
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. ИЛЬИ ЧАВЧАВАДЗЕ (БАТУМИ)
Драматический театр им. И. Чавчавадзе многие годы уверенно держит высокую планку своих профессиональных достижений. Современный репертуар театра радует разнообразием жанров и многогранностью форм выражения авторского видения мира. В наши дни театр возглавляет известный грузинский режиссер театра и кино Заза Халваши. Даже в период кризиса зрительные места в зале театра не пустовали, а труппа регулярно выезжала на гастроли по городам родной страны, а также по городам ближнего и дальнего зарубежья.
При театре много лет существует Музей театра, который с 1937 годы не имеет себе равных в театральном мире Грузии. Именно здесь можно увидеть уникальные документы, фото и видеозаписи постановок, архивы с личными делами и биографиями актеров, художников, режиссеров, здесь хранится обширная коллекция программок и афиш, которую начали собирать в 1935 году.
История театрального дела в Батуми началась в XIX веке, но долгие годы горожане довольствовались лишь небольшим деревянным строением, в котором был зрительный зал всего на 450 мест. В 1891 году в город приехала труппа антрепренера Томского, которого совершенно не устраивал существующий театр. На собственный деньги он возвел новое здание, которое просуществовало до 1924 года, пока обильный, небывалый снегопад не обрушил кровлю здания. Через несколько лет на месте бывшего театра был возведен цирк, который благополучно дожил до наших дней.
В 1937 труппу батумского театра составили выпускники аджарской студии Грузинского театра им. Ш. Руставели (Тбилиси).
Новая страница в истории Батумского театра началась в марте 1952 года, когда драматический театр им. Ильи Чавчавадзе обрел новый дом, проект для которого разработал известный архитектор Теплицкий из Москвы. Собственно строить здание начали еще в 1930-х годах, после разрушения бывшего театра, но события Великой Отечественной войны внесли свои коррективы в планы строителей.
Классический фасад театра имеет мраморную облицовку, зрительный трехъярусный зал выполнен в круглой форме. Привлекает внимание в зале огромная люстра из хрусталя, которую специально для театра изготовили на одно из московских заводов. Еще в 1953 году для Батумского театра создали огромный 12-тонный огнеупорный занавес из металла, к которому впоследствии были добавлены еще два занавеса: главный, созданный в 2000 году Асланом Абашидзе, и художественно-декоративный – творение художника Зураба Хабази. В зрительном зале и в фойе театра можно увидеть роспись, которую выполнил художник Бенедикт Телингатер, известный как Бено.
Репертуар театра: «Хозяйка гостиницы» Гольдони, «Алькасар» Мдивани (оба в 1937), «Киквидзе» Дарасели, «Багратион» Шервашидзе (оба в 1942), «Изгнанник» Важа Пшавела (1945), «Царь Эдип» Софокла (1946), «Наири» Лория (1951), «Отелло» Шекспира (1959), «Я , бабушка, Илико и Илларион» Думбадзе и Г. Д. Лордкипанидзе (1960), «Ожидание» Халваши (1961), «Мой сын Симон» Самсония (1963), «Святые в аду» Гецадзе (1967), «Мост» Чхаидзе (1969), «Заря Колхиды» К. А. Лордкипанидзе (1970).
ТБИЛИССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. САНДРО АНХМЕТЕЛИ
Открытый в 1981 году режиссером Лери Паксашвили, драматический театр был в 1988 назван в честь другого человека - советского грузинского театрального режиссёра, народного артиста Грузинской ССР Сандро Ахметели. Александр (Сандро) Васильевич Ахметели дебютировал как театральный режиссёр в 1920 году. С 1924 по 1935 годы был главным режиссёром театра имени Шота Руставели. В 1937 году Сандро Ахметели был расстрелян как враг народа. Однако этот гениальный режиссер успел внести неоценимый вклад в развитие не только грузинского современного театра, но и культурной жизни всей страны.
Здание театра построено в классическом барочном стиле, о чем свидетельствует наличие гиперболических элементов на фасаде. Рядом с театром расположена станция метро «Театр Ахметели». За время всего существования на сцене театра Ахметели работали одни из самых выдающихся представителей искусства Грузии, а их спектакли удостоили массой премий и наград. Труппа гастролировала по всей Европе, где ее также ждал успех. И в настоящее время театр пользуется огромной популярностью у туристов и местных жителей.
Самыми популярными актерами, выступающими на сцене этого театра сегодня, являются грузинские звезды Тамар Бежуашвили, Гванца Канделаки, Каха Джохадзе, Анна Матуашвили и другие. Также на сцене часто выступают ученики городской школы искусств. Одним из ярких примеров интернационального творчества и сотрудничества здесь является спектакль «Чудеса магии», который поставлен по произведению легендарного японского писателя Акутагава Рюноске, открывшего Японию для западного мира.
Сегодня здесь с успехом показывают постановки современных грузинских и зарубежных драматургов, как правило, на грузинском языке. Запоминающаяся игра актеров и неповторимое настроение маленького зала выделяют театр из ряда других. Посещение театра Ахметели – это отличная возможность познакомиться поближе с историей и культурой страны, проникнуться ее драматизмом и глубиной.
ТБИЛИССКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ ИМ. ВАСО АБАШИДЗЕ
Театр был основан в Тбилиси в 1934 годуМихаилом Чиаурели и Д. Дзнеладзе на базе грузинского передвижного музыкально-драматического театра «Кооптеатр», существовавшего с 1926 года. Именно на сцене театра музыкальной комедии была поставлена в 1938 году первая грузинская оперетта «Хаджарат» Куртиди.
Также на сцене театра шли спектакли: «Три невесты» Кереселидзе, «Любимая племянница» Милоравы (1956), «Стрекоза» Габичвадзе (1955), «Поздно, да счастливо» Айвазяна, «Песня о Тбилиси» Милоравы, «Комбле» Лагидзе (1958), «Сильва», «Марица», «Баядерка» Кальмана (1942, 1946, 1948), «Трембита» Милютина (1952), «Аршин мал алан» У. Гаджибекова (1943), «Песня весны» Плиева (1960), «Две девушки», «Вратарь» Джоджуа (1961, 1962).
В состав труппы театра входили заслуженные артисты Грузинской ССР М. Бериашвили, К. Кобахидзе, В. Саларидзе, Е. Чохели, Е. Гурашзили, В. Январашвили, Т. Мерквиладзе, А. Туриашвили, а также артисты М. Хоперия, В. Чечелашвили, Н. Мосешвили, О. Бахтадзе, Т. Хелашвили.
В 2005 году театр стал называться Тбилисский театр музыки и драмы им. Васо Абашидзе. Художественным руководителем театра является Давид Теймуразович Доиашвили. Талантливый молодой режиссер вместе с композитором Никой Мемарнишвили осуществил постановки: "Марлен Дитрих", Эристави; "Раздел" Камю; "Город в осадном положении" Э. Радзинского; "Макулатура" Дж. Пуччини; "Свадьда по векселю", "Мери Попинс". Театр пополнил труппу молодыми актёрами, такими как: Нанка Калатозишвили, Давид Бешитаишвили, Буба Гогоришвили.
ТБИЛИССКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ ИМ. НОДАРА ДУМБАДЗЕ
Это первый в Закавказье детский театр. Он был открыт 18 апреля 1927 спектаклем "Гайавата" Огнева. Первым художественным руководителем театра со дня его основания до 1960 года был Николай Яковлевич Маршак. Директором ТЮЗа многие годы был знаменитый М. Р. Русланов, в 50-е годы - К. Н. Вайсерман. За этот период созданы спектакли: "Хижина дяди Тома" по Бичер-Стоу (1929, реж. М. А. Вахнянский), "Женитьба" (1935, реж. Г. А. Товстоногов); "Приключения Тома Сойера" по одноименному произведению Марка Твена (1935) и другие постановки, многие из которых просуществовали очень долго и были широко известны.
В настоящее время театр продолжает активно развиваться и радовать зрителей новыми и новыми постановками. Тбилисский Театр юного зрителя радует не только детей, но и взрослых. Чтобы по достоинству оценить репертуар театра, стоит хотя бы одним глазком взглянуть на актерский состав труппы.
ТБИЛИССКИЙ ТЕАТР ЦАРСКОГО КВАРТАЛА
Этот популярный театр, который находится в одном из самых красивых и старых районов Тбилиси, основали актриса, лауреат премии им. Шота Руставели Иза Гогошвили, народный артист Грузии, режиссер кино и театра Мераб Тавадзе и молодой актер Ника Тавадзе.
«Самепо убнис театри» (так звучит его название по-грузински) — в основном театр антрепризы, где наряду с постоянными работают и приглашенные актеры. Такого типа театр дает полную свободу в выборе творческой группы, что во время постановки спектакля играет решающее значение. Театр дает молодым актерам возможность для самовыражения и создает для этого отличные рабочие условия, о чем свидетельствуют реализованные проекты и творческая политика руководства.
В церемонии открытия театра, которое состоялось 18 июня 1997 года, приняли активное участие все тбилисские театры: они провели на «новорожденной» сцене беспрецедентную 24-часовую акцию, во время которой один за другим показывали свои лучшие спектакли. Были также организованы выставки и вечера художественного чтения. Это был настоящий праздник — объединение всех творцов в одну большую семью и большая радость от того, что возникло новое альтернативное пространство.
В апреле 2004 года в «Театре царского квартала» была создана творческая мастерская большого грузинского режиссера Темура Чхеидзе, в которой объединены драматурги, режиссеры, художник и хореограф. В 2005 году Темур Чхеидзе на сцене театра, который пользуется огромной популярностью в Грузии, поставил спектакль по пьесе Гурама Одишария «Море, которое так далеко».
В театре работали и продолжают плодотворно творить замечательные режиссеры Роберт Стуруа, Гога Тавадзе, Дато Сакварелидзе, художники Гуга Котетишвили и Анка Калатозишвили, актеры Нино Бурдули, Ника Тавадзе, Иза Гигошвили.
ТБИЛИССКИЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. ГЕЙДАРА АЛИЕВА
Театр был основан в Тбилиси ещё в царское время в 1909 году. В помещении гостиничного двора (караван-сарая), принадлежащего тифлисскому купцу Хаджи-Хашиму Марданову, группа непрофессионалов сыграла спектакль по пьесе Ж.-Б.Мольера "Врач поневоле" в адаптированном переводе на тюркский язык. Режиссером был Мирзахан Кулиев, к тому же исполнивший в пьесе главную роль "Врача/Лекаря".
Хаджи-Хашим Марданов - отец заслуженного артиста Азербайджанской ССР Мустафы Марданова, после непредвиденного успеха этого спектакля подарил упомянутое здание-строение тюрко-татарскому драматическому театру.
Мирзахан Кулиев (Кули-заде) - заслуженный артист Грузинской ССР. В царское время он был организатором и исполнителем религиозных траурных процессий и постановок тифлисских мусульман-шиитов, впоследствии стал одним из основоположников данного театра. С 1922 года театр получил статус государственного и стал официально называться Тифлисский государственный азербайджанский драматический театр. В театре организовались две труппы под руководством Мир-Сейфеддина Кирманшахлы и Мирза-Хана Кулиева. Театр стал своего рода кузницей актерских и режиссерских кадров для всего Советского (и даже зарубежного Востока). В стенах театра воспиталась и прошла боевую закалку целая плеяда кадров театрального искусства: Ибрахим Исфаханлы, Алекбер Сейфи, Али Гурбанов, Мирза-Али Аббасов, Ашраф Юзбашев, Мовсун Санани, Исмаил Хагги, Ульви Раджаб, Али-Акбер Шахсабахлы, Лидия Танаилиди и многие другие.
Театр за годы своей самоотверженной деятельности прославился своими бесчисленными благотворительными акциями, в числе которых продолжительная помощь голодающим Поволжья. В годы Второй Мировой войны артисты Тбилисского государственного азербайджанского драматического театра беспрестанно выезжали на фронтовые позиции с яркими культурными программами. В 50-е годы XX века театр был закрыт. В постсоветский период, олицетворяя собой теплоту взаимоотношений между двумя соседними независимыми государствами Южного Кавказа, с обоюдной помощью правительств Грузии и Азербайджана Тбилисский азербайджанский драматический театр имени Гейдара Алиева был восстановлен.
ТБИЛИССКИЙ ТЕАТР ПАНТОМИМЫ
Искусством этого необыкновенного театра восхищались в странах Европы, Африки, столицах бывших советских республик и в более 150 городах Союза. На разных международных фестивалях призы безоговорочно присуждались первому и единственному в СССР Грузинскому государственному Театру пантомимы. Напомним, что благодаря оригинальности и национальному колориту он считается одним из лучших в Европе. В свое время легендарный мим Марсель Марсо, посмотрев спектакли тбилисской труппы, с восхищением воскликнул: «Мне никогда еще не приходилось встречать такой своеобразный яркий театр пантомимы, как ваш!». В основе успеха - талант и мастерство актеров. И полувековой самоотверженный труд основателя и руководителя театра, народного артиста Грузии, Амирана Шаликашвили, лауреата премии им. Марджанишвили.
В 1961 году студент театрального института Амиран Шаликашвили, собрав вокруг себя группу однокурсников, основал небольшую студию пантомимы. Не было у него ни учебников, ни видеозаписей классики жанра. Он все постигал самостоятельно, преодолевая равнодушие и недоверие окружающих. Опираясь лишь на собственную фантазию, талант и стремление добиться успеха, Амиран начал ставить небольшие новеллы, миниатюры. Работал в Театре музкомедии, и все заработанные деньги вкладывал в создание Театра пантомимы. 13 мая 1965 года Амиран считает днем рождения профессионального жанра пантомимы в Грузии, тогда театральный мир признал его первый спектакль и воспринял пантомиму, как великое искусство безмолвного выражения глубоких чувств. «Мы не имеем права говорить, петь, плакать, кричать. Только руки, мимика и движения тела выражают наши эмоции», - говорит Амиран.
С того памятного дня студия начала преобразовываться в театр. Популярность быстро шла вверх, труппа пополнялась новыми актерами, расширяла репертуар: «Электра», «Сонеты Шекспира», «Колыбельная», «Помните», «Освободите песню», «Вечер новелл», «Руки». Большой интерес вызывают спектакли «Терентий Гранели», «Гость и хозяин» по поэме Важа Пшавела, «Христос».
Амиран Шаликашвили мечтает основать в Грузии Центр европейских театров пантомимы, открыть музей пантомимы, рассказывающий об истории развития этого интересного искусства, известных театрах, великих мимах – М. Марсо, Л. Фиалке, Ч. Чаплине, Ж. Л. Барро, Х. Томшевском, Ф. Карно, Л. Енгибарове.
В наши дни Тбилисский театр пантомимы находится в красивом, историческом здании знаменитого дома Мелик-Азарьянца. Однако этот дом требует срочных ремонтно-восстановительных работ.